Глава пятая, в которой читатель следит за тем,как главное действующее лицо спектакля — актер —выходит на сцену и, попав в вымышленный предметный мир, знакомится с ним
Репетиция еще не началась. Декорации на сцене. Смонтированы, но еще не освещены надлежащим образом.
Актеры медленно вступают в еще неведомый, но реальный мир декораций. Я часто тихо сижу в темном зале и наблюдаю за ними — это тоже театр! Это предспектакль, без которого не состоится спектакль. В такие минуты возникает желание задержать начало репетиции еще на десять-двадцать минут. Пусть! Хотя это нарушение режима работы. «Погодите,— говорю режиссеру,— не вспугните их. Пусть сами ощутят пространственную материальность сценической среды. Примеряют себя к ней, а ее к себе...»
Вот актер ходит в декорациях и почему-то время от времени проводит ладонью по поверхностям мебели, стен, по разным предметам. Даже потянулся к висящей над головой какой-то детали от желания провести ладонью по ней. Зачем он это делает? Проверяет наощупь? Путем осязания познает среду, чтобы воспринять и освоить ее? Или это физиологическая потребность физически ощутить мир, с которым соприкасаешься? А вдруг это привычка? Осязая, ощупывая, убеждаться в подлинности... Жалко, что режиссеры в эти минуты не всегда наблюдают за актерами, осваивающими новый для них мир сцены. Режиссер мог бы подметить органичное поведение актера в предлагаемых обстоятельствах данной сценической среды, углядел бы органичные для данного индивида привычки,
манеру поведения и в какой-то мере использовал бы подмеченное в спектакле.
Помнится, другой актер в другом случае, проникнув в огромное, не загроможденное деталями сценическое пространство, вдруг как бы чего-то испугался, забился в угол, словно его загнала в тупик тяжелая масса этой трехмерности. Оттуда, из угла, он стал осматривать среду, в которой очутился. Но выйти из угла почему-то опасался... Его партнер по роли появился на сцене почти одновременно с ним. Быстрыми шагами землемера, чуть ли не в темпе танца, стал осваивать пространство. Казалось, он спешит не только измерить его, но и заполнить собой, чтобы никому не оставить места. Огромное пространство вызвало у актера улыбчатый восторг...
Вошла актриса. Оценила быстрым взглядом предметный мир. Увидела стол, стулья. Подошла к стулу и села. Почему? Стул металлический. И сиденье тоже. Холодное. Но вскочить со стула, оставить его ей почему-то показалось неудобным. Она напряглась, несколько оторвалась от холодного сиденья, словно повисла, и так еще некоторое время создавала видимость, что сидит... Смешно и интересно! Обидно, что этого сейчас не видит режиссер. Но он занят подготовкой к репетиции...
Сценография создается не только для зрителей. Главная задача сценографа — создать условия» и эстетическую среду для актеров-исполнителей, актеров-персонажей.
Запрограммированное взаимодействие актера с игровыми элементами среды углубляет образные представления в сознании зрителей, что в свою очередь ведет к емкому, многогранному образному восприятию спектакля.
В обыденности, то есть в привычной жизненной обстановке, человек не обдумывает каждый шаг, каждое свое движение, не программирует цепь своих поступков, свои взаимосвязи и взаимодействия с окружающим миром, в том числе с миром предметов. Человек живет в этом мире, и этим все сказано!
Но стоит человеку-актеру шагнуть из повседневной реальности на подмостки сцены, как он, теперь уже актер-персонаж, утрачивает привычные ориентиры. Новая для него сценическая среда вызывает новые неожиданные ощущения и размышления. Возникают десятки вопросов, новые обстоятельства сковывают инициативу актера или раскрепощают ее. На сцене актер попадает в вымышленный, рожденный фантазией художника и режиссера мир. Часто в этом мире актеру на первых порах все чуждо и непонятно. Разве что какими-то устойчивыми ориентирами в этом вымышленном сценическом мире ему служат легко узнаваемые и давно знакомые вещи: стулья, стол, люстра, часы, дверь, кровать, чайник...
Есть определенный смысл посвятить несколько репетиций (их можно назвать импровизационными предрепетициями) освоению актерами новой сценической среды будущего спектакля. Пусть актеры просто и непринужденно «поживут» в данной среде, прочувствуют, ощутят ее, подвигаются в ней, определят себя в заданном пространстве. Каждый актер и актриса в силу присущих им индивидуальных ощущений цвето-фактур, материалов, форм, объемов, сценической техники будут вести себя определенным, характерным только для них образом в данных предлагаемых обстоятельствах. Сценическая среда через психофизические ощущения данного актера способна определенным образом " корректировать выразительные средства, цепь поступков, поможет обнаружить необходимые приспособления, то есть найти «как» — как сделать на сцене то или другое. Предварительное, нерепетиционное вживание актера в сценическую среду способно качествен-' но и количественно повлиять на его импровизационные возможности. Режиссер в процессе таких предрепетиций способен лучше понять органику актера.
Здесь мы забежали немного вперед. Выход актеров на сцену для действенного освоения сценической среды еще преждевременен — декорации, мебель и реквизит готовят столяры, декораторы, бутафоры, слесари, жестянщики. Рано надевать костюмы — они еще в швейной мастерской. А раз нет костюмов, то еще нельзя гримироваться. И не время еще ставить свет... Предметный мир сцены, в котором должны жить актеры-персонажи спектакля, еще находится в производственных мастерских.
Творческая работа художника и режиссера над созданием сценографии спектакля не прекращается со сдачей макета, эскизов и чертежей художественно-постановочной части театра.
После• изучения макета монтировщики из тонких брусков выгораживают на сцене все необходимые объемы и проемы согласно размерам, указанным в чертежах. Художнику и режиссеру; предоставляется возможность уточнить все габариты и планировку. Такая черновая предварительная монтировка не представляет сложности, зато экономит время и материалы театру, уберегает от возможных переделок уже готовых декораций.
Начинается сложный процесс реализации замысла на сцене. Это новый
этап творческого содружества. Творческого соавторства художника-постановщика и мастеров — исполнителей декораций, мебели, реквизита, костюмов, париков, грима. Это они, мастера постановочной части, обогащают замысел художника своим любовным отношением к делу, своим умением и талантом.
Когда смотришь спектакль, сразу видно, какие руки создавали ту или иную деталь, костюм и прочее. Такое творческое содружество художника театра и мастеров-исполнителей полезно обеим сторонам, так как оно взаимовоспитывает и взаимообогащает. Сегодня в театре технология становится неотъемлемой частью творчества, как бы его физическим скелетом. Поэтому период создания новых декораций по макету, эскизам и чертежам становится процессом накопления художественной выразительности — в нем принимают участие много талантливых индивидуальностей. Это они превращают важные элементы сценографии в произведения прикладного искусства, а игровые детали, с которыми непосредственно соприкасается актер, делают удобными в работе. Ах, если бы всегда и везде было так! Увы! Как часто мы лишаем актеров и режиссера возможности своевременно освоить все элементы сценографии! Декорации иногда подаются на сцену в последний момент, свет ставят впопыхах, костюмы едва поспевают к премьере. Сколько бы затем ни жил спектакль в репертуаре театра, из-за неспланированной работы, нерадивости все части представления будут существовать сами по себе. Между ними никогда не произойдет идейно-эстетической сцепки. Они не обжиты, не выстраданы, они не участвовали в едином творческом процессе. И потому мертвы! Но зачем так грустно?.. Ведь это только исключение из правила...
Весь процесс создания сценографии — своеобразный закулисный спектакль. В нем есть своя завязка и раи-вязка, кульминация и взрывы, спои действующие лица и исполнители... Такой спектакль можно представить себе состоящим из трех частей. В первой части минимум действующих лиц. Просто-напросто их два: режиссер и художник. Остальные действующие лица — воображаемые персонажи и исполнители, которые включаются в действие косвенно. Во второй части значительно увеличивается число действующих лиц и исполнителей. Главными, конечно, остаются режиссер и художник. Но далее добавляется большой список желающих принять участие в спектакле. И каждому предназначена роль. Начинают играть свои роли макетчик, заведующий художественно-постановочной частью, художник-декоратор, художник-бутафор, столяр-краснодеревщик, закройщик костюмов, слесарь-электросварщик, снабженец. В массовых сценах действуют декораторы, бутафоры, плотники, швеи. В третьей части происходит значительная замена многих основных исполнителей и изменение состава массовки. Роли режиссера и художника хотя и остаются главными в программке, но в действительности несколько стушеваны. Ведущее место занимают заведующий художественно-постановочной частью, главный и старшие машинисты сцены, художник по свету. В массовых сценах — все остальные.
В период изготовления декорации в мастерских режиссер, как правило, активно помогает художнику, посещает мастерские, беседует с мастерами, разъясняет им творческие задачи спектакля. Есть такие беспокойные актеры, которые нет-нет да и зайдут в мастерскую посмотреть, что и как делается, разузнать, как это будет на сцене, потрогают изделие руками, постоят... и, поблагодарив мастеров, уходят. Такие посещения актерами мастерских театра (для многих только посещение пошивочной мастерской явление обычное и необходимое) похожи на вылазку разведчиков. Актер волнуется, ему не терпится скорее ощутить, понять предметный мир, с которым предстоит действенное общение... Но вот наконец все предметы и вещи готовы, внесены на сцену, подогнаны, смонтированы. Предметный мир уже на сцене, но он еще дремлет. Пробудить его способен только актер. Как оживал предметный мир, сцены в спектаклях В. Мейерхольда! «Этой сложной игрой режиссера на противопоставлениях, на комбинировании движений актеров и сценических вещей наполнены все спектакли мейерхольдовского театра первого периода» (Б. Алперс. Театр социальной маски. М.— Л., Гослитиздат, 1931, с. 40).
В «Лесе» А. Островского В. Мейерхольд вводит в спектакль достоверные вещи, которые одновременно характеризуют места действия, выполняют простые функции и к тому же приобретают еще иные необходимые режиссеру и актерам символические значения. Рыболовная удочка в руках Аркашки превращает лекальную конструкцию в берег. Трельяж в виде полукруглой стены в сочетании с садовой скамейкой превращается в беседку, а вместе с креслом, столом и звонком — в спальню Гурмыжской. Каток и скалка в руках Аксюши изменяют смысл ее слов. Качели помогали актерам, исполнявшим роли Аркашки и Улиты, превратить любовную сцену в непристойный фарс. Венские стулья превращаются в гимнастическое снаряжение, когда Буланов делает утреннюю гимнастику. В финале Несчастливцев разбрасывает эти стулья от стола, и они вдруг становятся тяжелыми, разрушая все вокруг.
В определенной степени актер всегда входит в конфликт со сценической средой еще и потому, что среда эта построена по иным законам, чем в жизни, и связи между предметами не те, к которым он привык в повседневности. На сцене вступают в силу законы правды вымысла, правды искусства...
Вступая в сложные взаимодействия с вымышленной, по материально ощутимой средой, актер так и, но выходит из конфликтных взаимоотношений с ней. В этом конфликте отражено единство противоположностей. По мысли Н. Бора, противоположности не отрицают, а дополняют друг друга. Мир живой и мир неживой составляют единую гармонию. Общение человека с неживым миром проходит через этап противоречий, борьбы физической и смысловой. Вот что писал о взаимодействии актера со сценической средой французский режиссер Л. Жуве: «Когда спектакль будет готов предстать во всей своей мнимой реальности перед аудиторией, актеры уже в костюмах и гриме в последний раз перед поднятием занавеса выходят на сцену, чтобы еще раз, до начала спектакля, ощутить себя в данной декорации... В этом искусственно созданном мире они обретают настроение и возбуждение, необходимые им для игры, находят указания, полезные им в их преходящей жизни» (Л. Жуве. Мысли о театре. М., «Иностранная литература», 1960, с. 134).
Сценическая среда должна быть действенной, но не подавлять актера, не мешать действовать ему. Речь не идет о том, что среда должна быть построена так, чтобы актер мог свободно ходить выпрямленным, не утруждая себя подъемами и спусками. Нет. Такая среда индифферентна к актеру. Но не нужна и самодовлеющая среда, мешающая восприятию актерского мастерства. Плоха та среда, в которой изобразительность настолько активна, что мешает воспринимать пластику актера. Особенно угроза эта нависла над опёрно-балетными спектаклями.
Почему-то считается, что живописная изобразительность созвучна музыке, и в оперно-балетных спектаклях актер находится в довольно трудном положении. Он не имеет функционально значимой причастности к сценической среде, зачастую лишен действенных приспособлений, а вертикальная изобразительная плоскость (задник, кулисы и прочее) «перехлестывает» его (актера) своим эмоциональным воздействием на публику. «Для нашего театра неприемлема декорация описательная, повествовательная, декорация безразличная к актеру, как бы вообще забывающая о его присутствии на сцене»,— пишет режиссер Ю. Любимов (сб. «Художник, сцена, экран». М., «Советский художник», 1975, с. 20).
Еще раз обратимся к спектаклю «А зори здесь тихие...» Московского театра драмы и комедии на Таганке, посмотрим, как происходит взаимодействие актеров со сценической средой. Вспомним, что по ходу спектакля с кузовом грузовика происходят разные метаморфозы. Естественно, никакого волшебства здесь нет. Режиссер и художник заложили целую программу трансформирующихся ассоциаций в действенный механизм спектакля.
...Разобрав кузов на доски зеленоватого цвета, актеры-персонажи вертикально подвешивают их на тросах. И мы видим, как шевелящиеся блики света вырывают стволы деревьев из темной гущи леса. Доски превращаются в лес... А в сцене «бани» стенка кузова превращается в перегородку, приподнятую над полом. Девушки купаются. Мы видим их обнаженные плечи и ноги... В сцене гибели в болоте Бричкиной щиты из досок подвешиваются актерами краями к штанкету. Лиза идет по наклонным доскам, они покачиваются, пружинят под ногами... Один щит медленно вздыбливается, опрокидывая Бричкину. Темно. В луче света только фигура Лизы. Луч подымается все выше и выше, к груди, к лицу. Вместе с лучом подымается и опрокидывает Лизу «болотный» щит. Мы видим, ощущаем, как все глубже и глубже засасывает трясина зенитчицу... И вот из темноты высвечиваются белые руки, пытающиеся судорожно за что-то уцепиться... В сцене атаки актрисы-зенитчицы наклоняют доски, словно наводят на цель стволы орудий... И залпы огня (эффект создается при помощи прожекторов-«пистолетов») вырываются из этих «зениток»... В финале вертикально подвешенные доски кружатся в фантастическом вальсе. Это вальс-реквием, торжественный и грустный... За каждой доской — девушка... Девушки возникают как видения и исчезают, кружась в вечном танце вместе с деревьями.
В процессе репетиций актер входит в определенные отношения со сценической средой. Самые привычные — это простые функциональные отношения. Актер использует вещи, предметы на сцене по их прямому назначению: на стул садится, лампу зажигает, дверь открывает, из чайника наливает кипяток, по лестнице подымается, костюм надевает, чтобы встретить гостей, и т. д. Простые функциональные отношения актера с предметным миром просто необходимы и входят в образную структуру спектакля. Предметы, вещи, проявляя на сцене свои простые функции, определенные их качественными показателями, будут влиять на физическое и психологическое самочувствие актера, а следовательно, корректировать запрограммированное поведение. Результат простых функциональных взаимоотношений актера с предметным миром важен как для самого актера, так и для публики.
Важно учесть, что влияние среды на актера в своей основе связано с особенностями физиологии данного индивида. Учитывая эти особенности, можно обогатить как сценический образ, так и образную структуру спектакля в целом. На разных актеров по-разному действует большое и малое пространство. Оно может располагать к радости и подавленности, боязни и прочее. Неодинаково актеры воспринимают один и тот же цвет сценической среды, высоту стен, высоту станков, вращение круга... Всякий раз трансформация сценической среды будет менять ощущения, меняя настрой актера, его чувства, мысли; будут рождаться новые нюансы в творческом созидании роли.
Рассказывают, что во время репетиции бруковского «Лира» сорвался вниз лист жести. Случайность. Но, возможно, это входило в программу Брука, чтобы сформировать необходимые для данной сцепы психофизические ощущения актеров-персонажей. Актеры были испуганы падением жести. Могли быть увечья, а может быть, даже жертвы...
Впоследствии, и это вошло уже в физические ощущения и движения актеров, когда они пересекали кажущуюся им опасной зону, висящие листы жести воспринимались ими как потенциальная угроза, как некий рок... Проходя под жестью, актеры на какую-то долю секунды замирали. Значит, восприятие сценической среды влияет на физику актера, становится органической частью роли. Осознание факта, который мог причинить человеку боль, страдание или смерть, надежно зафиксировалось памятью и отложилось в подсознании. При возможности повторной угрозы срабатывал автомат, реакция, заставляющая частично изменить ход действия, корректирующая самочувствие и поведение.
В актере нужно развивать чувство сценической среды и сценической атмосферы, будить его фантазию, тренировать визуальные и физические ощущения от фактур разных материалов. Тренаж восприятия среды помогает актеру воспитывать ассоциативное мышление. Это необходимо для того, чтобы актер легко входил в функционально-смысловые отношения со сценической средой. Во время репетиций в декорациях режиссеры и актеры находят смысловые взаимоотношения с предметами, вещами, светом, способные вызывать у зрителей сложные ассоциации. Но, чтобы побудить зрителей к ассоциативному восприятию, актеру необходимо самому в процессе общения со сценической средой развивать образное ассоциативное мышление.
Предрепетиции или тренаж помогут актеру найти необходимое психофизическое самочувствие в данной среде, войти в физический и смысловой контакт с ней, помогут пробудить фантазию.
Упражнения могут быть, к примеру, такие. Актер находит в сценической трехмерности такое «свое место», которое способствовало бы возникновению необходимого (в зависимости от задачи) психофизического самочувствия, что в свою очередь содействовало бы свершению нужного поступка. Уместно проследить режиссеру и актеру за изменениями физического и творческого самочувствия в зависимости от перемещения актера в заданной трехмерности среды; изменяются ощущения, изменяется восприятие, изменяются размышления, изменяются желания, изменяется степень готовности совершить тот или иной поступок. Эти изменения зависят и от изменения цвето-фактуры предметов, с которыми актер входит в визуальный, физический контакт.
Какие ощущения, размышления, ассоциации возникают при этом? Какие хочется совершать поступки? Тренаж на освоение сценической среды, на взаимодействие актера с предметами (вещами) поможет режиссеру обнаружить органику актерского поведения и выявить средства для решения образной и пластической структуры сцепы.
Функциональные, действенно-смысловые значения предметов, вещей, всей среды в целом проявляются в задуманном пластическом взаимодействии актера с предметами, вещами, когда сценография становится своего рода образным инструментом в руках актера, а актер своими действиями проявляет многозначность предметного мира сцены и его элементов.
Мы уже говорили, что пластика актера, пластика и цвет его костюма и грима предусмотрены образной структурой сценографии в целом и подчинены ей. Это важное художественное средство спектакля.
Достичь гармонии действенной пластики актеров, цвето-фактур и форм костюмов, цветов и характеров грима, словом, целостной и гармонической художественной жизни всех составных спектакля на сцене с образным пластическим решением пространства и света — задача режиссера и художника театра.
Пьеса И. Друце «Святая святых» — об ответственности человека за все живое на земле. И еще о верности лучшим идеалам, родной земле и всему тому, что мы называем святая святых нашей жизни.
Актеры-персонажи попадают в среду знакомую и одновременно незнакомую им. Все элементы предметного мира этого спектакля знакомы: временное сооружение — сторожка пастуха, белый конь, сигнальный столб с колоколом, дверь канцелярии, стол в кабинете, стулья, часы в стеклянном футляре, аквариум с веткой вербы, овца, коза, печка- «буржуйка», чайник, бочка, миски, большое дерево, костюм с орденами, утка...
|