Суббота, 15.03.2025, 16:33 Приветствую Вас Гость | RSS
Композиция
и
постановка танца
Меню сайта
Статьи по разделам
Балетмейстеры [184]
Биография, основные этапы творчества и произведения


Ж.Ж.Новерр"Письма о танце" [18]
Полная версия книги Новерра представленная отдельно каждым письмом


И.Сироткина "Культура танца и психология движения" [2]
Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ТАНЦА [0]
Методические указания к спецкурсу «Основы танцевально-экспрессивного тренинга»


Режиссура танца [62]
Теоретические и научные статьи и методики.


Драматургия танца [37]
Теоретические и методические материалы и статьи по данной теме.


Туано Арбо [3]
ОПИСАНИЕ ОРКЕЗОГРАФИИ


Научные статьи [131]
Всевозможные и собственные статьи, а также курсовые и дипломные работы студентов, надиктовыные им в качестве научного руководителя.


Танцевальный симфонизм [18]
Все материалы посвящённые танцевальному симфонизму.


Реформаторы Балета [36]
Имена и их биографии


История балета [108]
Интересные статьи по истории балеты.


В. А. Теляковский - "Воспоминания" [14]
Теляковский. Воспоминания.


Тамара Карсавина "Воспоминания" [17]
Т.КАРСАВИНА "ВОСПОМИНАНИЯ"


Леонид Якобсон [15]
Всё о Якобсоне


Польcкие танцы [13]
Описание и видео-фрагменты Польских танцев


Венгерский танец [12]
Венгерские танцы -описание и видеофрагменты


Ирландский танец [7]
Ирландский танец видео и описание


Армянский танец [6]
Армянский танец описание и видео


Танцы народов прибалтики [9]
Прибалтийские народные танцы


Видео [53]

Музыка [14]
Музыкальные материалы для этюдов и танцев


Исполнители [147]
Раздел посвящён легендарным исполнителем танцевального искусства


Интевью с Баланчиным [10]
Великолепная статья Соломона Волкова в виде интервью с Джоржем Баланчины о Петербурге, о Стравинском и Чайковском


Композиторы [68]
Биографии и интерересные статьи о композиторах


Классический танец [8]
Материалы по классическому танцу: методика и интересные статьи


Либретто балетных спектаклей [101]
В данной категории содержаться основные либретто балетных спектаклей различных времён и различных балетмейстеров


Ранние формы танца [11]
История зарождения первых танцевальных форм


Jazz & Modern Dance [15]
Техника современных танцевальных течений


Танцы Народов Мира [12]
Все народности и этносы


Русский танец [24]
Всё по русскому танцу


Испанский танец [17]
Всё о танцах Испании


Музыкальная драматургия. [33]
Методические и теоретические материалы по музыке и музыкальной драматургии.


Еврейские танцы [9]
материалы по истории и еврейских танцев


Художники [18]
Биография и творчество художников


Выдающиеся педагоги [57]
Биография известных педагогов танца


Фёдор Лопухов [13]
Фёдор Лопухов


Азербаджанский танец [3]
Всё об Азербаджанском танце


Борис Эйфман [10]
Всё о творчестве Эйфмана


Институт Культуры и Искусств [7]
правила приёма


Историко-бытовой танец [3]
ВСЁ О ИСТОРИКО-БЫТОВЫХ ТАНЦАХ


Чукотский танцевальный фольклор [4]
Чукотский танцевальный фольклор


Русский хоровод [12]
Всё о русском хороводе


Каталог статей


Главная » Статьи » Режиссура танца

Хореографический текст как средство выражения характеров в танце.

Хореографический текст как средство выражения характеров в танце.

Хореографический текст – это танцевальные движения, жесты, позы, мимика. Посредством музыкального языка выражаются мысли, чувства, раскрываются взаимоотношения людей, их характеры, образы героев, идея произведения. Танцевальный текст состоит из различных па, поз, жестов, ракурсов. Эти элементы становятся танцевальным текстом лишь в том случае, если подчинены мысли. Механически составленные эти компоненты делаются бессмысленными.

Возьмём для примера танцевальный номер «Чумацкие радости» (балетмейстер Павел Вирский). Номер построен на материале украинского народного танца, в нём занято 4 исполнителя. Каждому свойственен особый танцевальный язык.

Балетмейстер в сольных эпизодах раскрывает перед нами гамму чувств каждого из персонажей. Показывается бедность, нищета парней, которые на последние деньги купили себе одну пару сапог на четверых. Грустную мелодию на сопелке (музыкальный инструмент) играет один из исполнителей, а трое расположились в середине сцены, полулёжа. Перед ними стоят сверкающие новые сапоги – мечта каждого из них. Исполнители по очереди примеряют сапоги, а все остальные следят с восторгом и с нетерпением ждут своей очереди. Но не всем сапоги пришлись впору: одному исполнителю сапоги малы, движения его неловкие, мелкие, чувство радости сменяется  чувством разочарования. Движения другого исполнителя широкие, с размахом, т. к. он пытается удержать сапоги на ногах. Третьему исполнителю сапоги в пору – движения его радостные, трюки сложные. Но в конце от сапога отлетает подметка: все замирают, на их лицах горечь и печаль.

Приведенный пример – это образец интересной танцевальной композиции, где с помощью яркого хореографического текста раскрываются характеры героев. Михаил Фокин  - выдающийся реформатор балета писал: «каждое движение в художественном танце является развитием естественного движения в соответствии с характером, который данный танец должен выявить».

Истоком многих танцев являлись обычные бытовые движения: шаг и бег. Почти все ходы народных танцев восходят к шагу и бегу, их особенности определяются с совокупностью географических и бытовых условий. Сравнить движения северян и южан, шаг жителей равнины и гор, ходы крестьян и знати.

На заре своего существования театральное искусство было синкретичным (песни, пляски, пантомима, музыка). Разделение на самостоятельные виды искусств, происходило постепенно и в разное время. Это не означает, что помощь искусств друг - другу переставала быть нужной.

Пантомима издавна стала составной частью балетного спектакля. Будучи средством необходимым, но вспомогательным, она усиливает драматическую выразительность. В быту имеет весьма определённое значение: пантомима – это выразительный язык тела, смысл которого должен быть понят до мельчайших деталей собеседнику.

В «Картинах Италии» Чарльз Диккенс привёл блестящие примеры бытовой итальянской пантомимы своего времени: «Почему нищие, - писал он, - когда - бы вы не посмотрели на них, непрерывно постукивают правой рукой  по подбородку. В Неаполе всё выражается пантомимой и это – условное обозначение голода». А вот человек, поздоровавшись с другим, подаёт ладонь правой руки на тыльную сторону левой и подводит большими пальцами обеих рук, изображая ослиные уши – чем приводит противника в бешенство. Сошлись покупатель и продавец рыбак. Узнав цену, покупатель выворачивает воображаемые карманы и отходит, не говоря ни слова. Он убедительно объяснил продавцу, что считает его цену слишком высокой.

Это древнее искусство. В Древнем Риме пантомима достигла очень высокого уровня,  что могла выразить сложнейшие образы и действия, весь спектакль был бессловесным.     

«Танец – это искусство движения и полёта - воздушное искусство. Мы представляем искусство земное, в котором артист, не отрываясь от земли, его ритм более медленный» (Марсель Марсо). Движения в пантомиме не совпадают с музыкальным ритмом. Музыке соответствует только  внутренний настрой персонажа. Материалами пантомимы являются жесты. Жест – это лаконичное значимое телодвижение, чаще всего рук, с помощью которого передаётся определённое состояние человека, отношение его к окружающему, информация, сообщаемая собеседнику.

Условно жесты можно разделить на 4 группы:

1.Жесты, вызванные непосредственной реакцией организма на явления действительности;

2.Жесты, сложившиеся в условиях определённого жизненного уклада;

3.Жесты изобразительные;

4.Условные жесты, которые бытуют в узком кругу людей, связанных территориально, профессионально и т. п.

В отличие от пантомимы, состоящей из определённой последовательности жестов, в танце жест не играет решающей роли, т. к. танец не имитирует конкретное поведение человека, а отражает его внутреннюю жизнь, используя минимум жизненных движений.

Для выражения характера танца используются почти все выразительные средства пантомимы – жесты всех видов, имитация действия, иногда с бутафорией.

Для имитации действия постановщик должен найти способы хореографического выражения действительности, подобрать такой танцевальный ход, танцевальную комбинацию, которая бы ассоциировалась с этим персонажем.

Бутафория – это средство конкретизации характера, поступков и явлений.

Таким образом, пантомима, жесты и имитация действия зачастую выступают в танце в качестве хореографической темы пластического мотива, они разрабатываются на протяжении танца и выявляют характер. 

Категория: Режиссура танца | Добавил: sasha-dance (28.11.2015)
Просмотров: 901 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  •  
  • Программы для всех
  • Лучшие сайты Рунета