ЗЫРЯНОВ АЛЕКСАНДР
Приемы хореографического симфонизма.
БАЛЕТМЕЙСТЕРСКИЙ ПРИЁМ
Балетмейстерские приёмы или балетмейстерский приём это дополнительный способ, посредством которого эффектно усиливается техническая, художественная или драматургическая сторона определённого танцевального фрагмента.

"ПЕРЕКЛИЧКА-ПОВТОР” прием для отдельных позиций, движений и коротких комбинаций.
Заключается в повторе того, что было только, что используемым предыдущим
«голосом», или «голосами» танцовщиков в любом варианте какого – либо движения, фиксирует последние положение в то время, как идет повтор его комбинаций другим «голосом» (то есть в повторе – переклички используется прием "пластической паузы"). Перекличка–повтор может быть буквальной (то есть точным повторением предыдущей) и вариантной.
Может быть зеркальной (то есть повтор предыдущей комбинаций в обратном порядке).

"СЕКВЕНЦИЯ” – это прием, как и "повтор – перекличка", использует пластическую паузу в момент повторения движения или позы другого « голосами». Прием для отдельных поз, движений или коротких компонентов комбинаций. Повторение по очереди разными « голосами» или группой голосов, какого – либо движения или позы не менее трех раз (можно больше). Иначе будет повтор – перекличка. В данном случае в секвенции и повтор тоже может быть буквальной или вариантной.
Волна – принцип этого приема тот же, что и у секвенции. Волна есть быстрая секвенция (то есть исполнение в много кратном повторение). Лишь деталями бассо остинато - упорный бас, настойчивое повторение музыкального рисунка. Музыкальное время на исполнение волны, делается очень малое, значит и пластическая пауза тоже не большая.
"ВОЛНА" – принцип этого приема тот же, что и у секвенции. Волна есть быстрая секвенция (то есть исполнение в много кратном повторение). Лишь деталями бассо остинато - упорный бас, настойчивое повторение музыкального рисунка. Музыкальное время на исполнение волны, делается очень малое, значит и пластическая пауза тоже не большая.

"БАССО-ОСТИНАТО” – имеем пластический аккомпанемент. Состоит из непрерывного повторения одного и того же движения или короткой комбинации. И длинной сольной хореографической « мелодии» которую Бассо остинато сопровождает тут же надо заметить, что сольную мелодию могут вести несколько «голосов» (дуэт, трио, квартет и т.д.). « Голоса» состоят тоже в свободном количестве.

"ПОДГОЛОСОЧНАЯ ПОЛИФОНИЯ” - имеем интенсивный сольный танец (или дуэт, или трио, квартет и аккомпанемент в подголосках в кордебалете) сопровождающий этот танец, аккомпонимент подголосков повторяет только детали поз и движений сольного танца. Повтор могут быть буквальными и вариантными, кроме того, после каждого подголоска должна быть пластическая пауза, должна быть зафиксирована буквальная или вариативная поза движения.

"ПОВТОР ПОДГОЛОСОК” – может происходить в унисон с сольным танцем, в перекличке, запаздыванием, а также по очереди как в секвенции: то есть подголоски могут появляться в разных концах сцены, у разных групп танцовщиков. Хорошо сочиненная подголосочная полифония, подголоски организованы каждый раз по разному, отношения подголосков к сольному танцу может организовано по приему любого повторяющего приема, но нельзя забывать, что подголоски есть только разнообразные оттенки, тех движений и поз, которые делают солисты, поэтому они должны быть слабее, но интенсивности, чем позы, движения солиста.

"УВЕЛИЧЕНИЕ-УМЕНЬШЕНИЕ” – сценическое пространство постепенно заполняется танцующими (увеличение) от 1 – го голоса до любого нужного количества. Их танец может быть повтором танца предыдущих голосов (движений, поз или коротких комбинаций), которые ранее вышли на сцену, т.е. повторы могут быть и буквальными и вариантными. В конце приема: увеличение – все голоса в унисон исполняют какую – либо комбинацию, движение или позу. Все вышеописанные приемы исполняются в отрытом порядке до полного освобождение сцены от исполнителей – уменьшение. Этот прием позволяет переместить артистов с одного плана сцены на другой, из одной позы в другую.

"РАСШИРЕНИЕ-СЖАТИЕ”– два, три (или более) голоса одновременно (В контрапункте) исполняют какую – либо общую одну танцевальную комбинацию. Но темпоритм и метр исполнения у каждого голоса свой. У одного из голосов комбинации исполняется очень медленно ( например каждое движение на 2 т. 4/4), а другой быстро ( например, на 1/8), а третий в среднем темпе ( например, 2/4). Через какое – то, обусловленное балетмейстером время, исполнители обмениваются своими темпоритмами. Тот, кто делал медленно, начинает делать быстро или в среднем темпе, и наоборот.

"ИМИТАЦИЯ” – этот прием буквального повтора для длинных, хореографических фраз и предложений. Балетмейстер здесь сам решает нужна ли ему пластическая пауза (фиксация последнего положения). У голосов, которые первые исполнили танцевальную фразу или предложение, в то время, как вторые голоса имитируют танцевальную фразу или предложение, показанную первыми голосами. Вместо пластической паузы может быть движение или комбинация, но она не должна быть заглушающим для исполнения приема имитации у вторых голосов.

"РАЗВИТАЯ ИМИТАЦИЯ” – этот прием вариантного (развитого) повтора для длинных хореографических фраз и предложений. Здесь может иметь место зеркальной имитации, как вариантный повтор (т.е. комбинация повторяется в зеркальном отражении от последнего движения или позы к первому, от конца к началу).

"ВАРИЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ” (вариантное) – этот прием вариантной секвенции (прием 2,3) для длинных хореографических фраз. Здесь может быть пластическая пауза, а может и не быть, по усмотрению балетмейстера. Также как и в приеме, секвенция, в вариационном развитии должно участвовать не менее 3 – х голосов (в очередности повтора) или не менее 3 – х групп исполнителей, танцующих поочереди свои варианты 1 – ой хореографической фразы. Вместо пластической паузы у тех, кто исполнит свою комбинацию, может быть какое – то движение или поза или комбинация, но она не должна мешать исполнению последующим группам танцовщиков, своих вариантов, 1 – ой хореографической фразы, исполнений 1 – м голосом. Прием можно закончит общим унисоном.

"ЗАПАЗДЫВАНИЕ” (задержание) – есть прием для отдельных движений, положений и коротких танцевальных комбинаций. Он такой, как повтор- перекличка, только буквальный. Но организован по другому: буквальный повтор 2 – ым голосом происходит тут же или несколько секунд спустя. При этом второй повтор накидывается на первый, как на смазанном фото. Для этого исполнитель 2 – ого голоса стоит за первым рядом. Получается эффект размытости танцевального мотива. Прием запоздания просматривается лучше, когда он применяется неоднократно и с разными движениями и комбинациями.

"КАНОН” – прием для длинных хореографических фраз и предложений, составляющих танцевальную мелодию. Участвуют две группы голосов: 1 – я группа голосов исполняют определенную танцевальную мелодию, а другая группа танцовщиков начинает буквальный повтор той же танцевальной мелодии, когда 1 – я группа дойдет до середины комбинации, заданной балетной мелодии. При этом происходит положение первой половины комбинации на вторую, а затем второй на первую. Для того, чтобы полифоническое положение зазвучало, необходимо повторить прием канона несколько раз. Иначе канона не будет, т.к. его не заметит зритель.

"СОГЛАСОВАННЫЙ КОНТРАПУНКТ” – этот прием есть одновременное танцевальное выражение одного настроения и « согласно» двум, трем и более голосам. Какое – то количество голосов ведут танцевальный драматургически обоснованный, разговор, разный (по варианту у каждого), но единый по характеру высказывания. Согласный контрапункт – прием д/хор. Периодов, частей и крупных балетных форм. (хореографические сцены, картины в балете, сюиты, одноактные и многоактные спектакли, а также танцевальные симфонии), но также для (отдельных танцевальных фраз и движений).
"КОНТРАСТНЫЙ КОНТРАПУНКТ" – как и согласованный контрапункт, прием для отдельных фраз, предложений или периодов.
|