Суббота, 15.03.2025, 17:47 Приветствую Вас Гость | RSS
Композиция
и
постановка танца
Меню сайта
Статьи по разделам
Балетмейстеры [184]
Биография, основные этапы творчества и произведения


Ж.Ж.Новерр"Письма о танце" [18]
Полная версия книги Новерра представленная отдельно каждым письмом


И.Сироткина "Культура танца и психология движения" [2]
Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ТАНЦА [0]
Методические указания к спецкурсу «Основы танцевально-экспрессивного тренинга»


Режиссура танца [62]
Теоретические и научные статьи и методики.


Драматургия танца [37]
Теоретические и методические материалы и статьи по данной теме.


Туано Арбо [3]
ОПИСАНИЕ ОРКЕЗОГРАФИИ


Научные статьи [131]
Всевозможные и собственные статьи, а также курсовые и дипломные работы студентов, надиктовыные им в качестве научного руководителя.


Танцевальный симфонизм [18]
Все материалы посвящённые танцевальному симфонизму.


Реформаторы Балета [36]
Имена и их биографии


История балета [108]
Интересные статьи по истории балеты.


В. А. Теляковский - "Воспоминания" [14]
Теляковский. Воспоминания.


Тамара Карсавина "Воспоминания" [17]
Т.КАРСАВИНА "ВОСПОМИНАНИЯ"


Леонид Якобсон [15]
Всё о Якобсоне


Польcкие танцы [13]
Описание и видео-фрагменты Польских танцев


Венгерский танец [12]
Венгерские танцы -описание и видеофрагменты


Ирландский танец [7]
Ирландский танец видео и описание


Армянский танец [6]
Армянский танец описание и видео


Танцы народов прибалтики [9]
Прибалтийские народные танцы


Видео [53]

Музыка [14]
Музыкальные материалы для этюдов и танцев


Исполнители [147]
Раздел посвящён легендарным исполнителем танцевального искусства


Интевью с Баланчиным [10]
Великолепная статья Соломона Волкова в виде интервью с Джоржем Баланчины о Петербурге, о Стравинском и Чайковском


Композиторы [68]
Биографии и интерересные статьи о композиторах


Классический танец [8]
Материалы по классическому танцу: методика и интересные статьи


Либретто балетных спектаклей [101]
В данной категории содержаться основные либретто балетных спектаклей различных времён и различных балетмейстеров


Ранние формы танца [11]
История зарождения первых танцевальных форм


Jazz & Modern Dance [15]
Техника современных танцевальных течений


Танцы Народов Мира [12]
Все народности и этносы


Русский танец [24]
Всё по русскому танцу


Испанский танец [17]
Всё о танцах Испании


Музыкальная драматургия. [33]
Методические и теоретические материалы по музыке и музыкальной драматургии.


Еврейские танцы [9]
материалы по истории и еврейских танцев


Художники [18]
Биография и творчество художников


Выдающиеся педагоги [57]
Биография известных педагогов танца


Фёдор Лопухов [13]
Фёдор Лопухов


Азербаджанский танец [3]
Всё об Азербаджанском танце


Борис Эйфман [10]
Всё о творчестве Эйфмана


Институт Культуры и Искусств [7]
правила приёма


Историко-бытовой танец [3]
ВСЁ О ИСТОРИКО-БЫТОВЫХ ТАНЦАХ


Чукотский танцевальный фольклор [4]
Чукотский танцевальный фольклор


Русский хоровод [12]
Всё о русском хороводе


Каталог статей


Главная » Статьи » Режиссура танца

ЗЫРЯНОВ А.В. СЛОВАРЬ ТЕАТРАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ
 
АЛЕКСАНДР ЗЫРЯНОВ
 
СЛОВАРЬ ТЕАТРАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ
 

  

 

АВАНСЦЕНА:

Часть сцены, несколько выдвинутая в зрительный зал (перед занавесом). 

 

АКТЕР:

Исполнитель ролей в драматических спектаклях и фильмах.

 

АМПЛУА:

Своеобразная специализация актера на исполнение ролей, наиболее соответствующих его внешним сценическим данным, характеру дарования. Например: героя, злодея, любовника, простака и т.п.

 

АМФИТЕАТР:

В древнегреческом театре - места для зрителей, расположенные полукругом на склонах холмов; в современных театральных залах - места в зрительном зале, расположенные за партером.

 

АНСАМБЛЬ:

Художественная согласованность исполнения какого-либо драматического, музыкального и другого произведения. Совместное исполнение музыкального произведения несколькими артистами. Группа исполнителей, выступающих как единый художественный коллектив.

 

АНТРАКТ:

Перерыв между актами (действиями) спектакля, отделениями концерта, представления и т.п. Или музыкальная пьеса, являющаяся вступлением к одному из действий оперного, балетного или драматического спектакля.

 

АНТРЕПРЕНЕР:

Владелец, арендатор, содержатель частного зрелищного предприятия (театра, цирка и т.п.). 

 

 

АНТУРАЖ:

Окружение, окружающая среда, обстановка.

 

АНШЛАГ:

Объявление у кассы театра, цирка и т.п. о том, что все билеты проданы.

 

АПЛОДИСМЕНТЫ:

Рукоплескания в знак одобрения или приветствия.

 

 

АРЛЕКИН:

Один из персонажей итальянской комедии. Простак, увалень, позднее - слуга-хитрец в костюме из разноцветных треугольников.

 

 

АФИША:

Объявление о спектакле, представлении и т.п., вывешиваемое в публичных местах; театральная или концертная программа.

 

БАЛЕРИНА: Артистка балета.

 

БАЛЕТ:

Вид театрального искусства, сочетающий хореографию, музыку и драматический замысел; музыкально-драматическое произведение, исполняемое средствами танца и пантомимы.

 

БАЛЕТМЕЙСТЕР:

Автор и постановщик балетов, танцев, хореографических номеров, танцевальных сцен.

 

БАЛКОН:

Верхний или средний ярус в зрительном зале.

 

БЕНЕФИС:

Спектакль или концерт, в пользу одного или нескольких артистов, работников театра как выражение признания заслуг. 

 

БЕЛЬЭТАЖ:

Первый ярус балконов в зрительном зале над партером и амфитеатром.

 

БУТАФОРИЯ:

Предметы, имитирующие подлинные на сцене театра.

 

БУФФОНАДА:

Актерская игра, построенная на использовании подчеркнуто комических, шутовских приемов; шутовство, паясничанье.

 

ВОДЕВИЛЬ:

Уличная городская песенка во Франции 16 в.; пьеса легкого, комедийного характера с куплетами и танцами; заключительная песенка в водевиле, комической опере или комедии, обычно выражающая мораль пьесы.

 

ГАЛЕРКА (разг.):

Устаревшее название верхнего яруса театра, где самые дешевые билеты; парадиз; публика, размещающаяся в галерке.

 

 

ГРИМ:

Искусство изменения лица актера при помощи специальных красок, пластических или волосяных наклеек, парика соответственно исполняемой роли; специальные косметические средства, а также наклейки, накладки и т.п., применяемые актерами.

 

 

ДЕКОРАЦИЯ:

Художественное оформление спектакля средствами живописи, архитектуры, графики, освещения и постановочной техники.

 

 

ДИАЛОГ:

Литературно-драматическое произведение, написанное в форме беседы.

 

ДИРИЖЕР:

Лицо, управляющее оркестром, хором, оперным или балетным спектаклем, дающее музыкальному произведению свою трактовку.  

 

ДРАМА:

Один из трех основных родов художественной литературы (наряду с лирикой и эпосом), представляющий собой произведения, построенные в форме диалога и обычно предназначенные для исполнения на сцене, а также отдельное произведение, относящееся к этому роду литературы; в 18-20 вв. - социально-бытовая пьеса, отличающаяся от комедии психологической глубиной конфликтов.

 

ДРАМАТУРГИЯ:

Теория, искусство построения драматического произведения; совокупность драматических произведений какого-либо автора, народа, эпохи и т.д.

 

ЖЕСТ:

Движение рук и частей тела, выражающее внутреннее душевное состояние; искусство актера передавать душевное состояние персонажа выразительными движениями рук и частей тела.

 

ЗАНАВЕС:

Полотнище, закрывающее сцену от зрительного зала.

 

ЗРИТЕЛЬ:

Тот кто смотрит в театре или другом массовом заведении из зрительного зала на пьесу, представление и т.п.

 

ИНСЦЕНИРОВКА:

Переработка литературного произведения для театра или кино, а также драматическое произведение, получающееся в результате этого.

 

КАНКАН:

Французский, первоначально бальный, а к середине 19 в. эстрадный танец с характерным высоким вскидыванием ног; муз. размер - 2/4.  

 

КОМЕДИЯ:

В древней Греции - представление, развившееся из песен, исполнявшихся во время карнавальных процессий в честь бога Диониса; драматическое произведение, в котором характеры, положения и действия представлены в смешных формах.

  

КОМЕДИЯ 'ДЕЛЬ АРТЕ':

Комедия масок - вид театра, получивший в развитие Италии в середине 16-17 вв. Спектакли строились на импровизации, буффонаде. Широко использовались народные диалекты. Постоянные персонажи-маски - Панталоне, Доктор и двое слуг (Дзанни) Бригелла и Арлекин - переходили из одного спектакля в другой.

 

КОМПОЗИЦИЯ

В литературе и искусстве - построение, внутренняя структура произведения (подбор, группировка и последовательность изобразительных приемов, организующих идейно-художественное целое); сочетание различных произведений или их частей, объединенных темой, сюжетом, стилем; сочинение музыки как вид художественного творчества; теория сочинения музыкальных произведений;

 

КОНТРАПУНКТ

Вид композиции, основанный на одновременном гармоническом сочетании и развитии двух или нескольких самостоятельных тем; тоже, что и полифония (многоголосие) в музыке.

 

 

КОСТЮМ ТЕАТРАЛЬНЫЙ:

Все виды одежды, обувь, головные уборы, украшения и другие предметы, которые использует актер для своей роли в спектакле. Как правило это специальная экипировка актера, разработанная и сшитая в костюмерных мастерских театра.

 

КОТУРНЫ:

В античном театре - род обуви с очень толстой подошвой, которую надевали трагические актеры, чтобы увеличить свой рост, придать облику величие, торжественность.

 

МАКЕТ:

Модель чего-либо, предназначенная для оформления театральной постановки.

 

МАСКА:

Специальная накладка на лицо человека с вырезами для глаз, скрывающая лицо. Может изображать человеческое или звериное лицо. Использовалась в древнегреческом и древнеримском театрах актерами комедии 'дель арте', а также традиционными театрами народов Африки и Азии.  

 

МЕЛЬПОМЕНА:

В древнегреческой мифологии - одна из девяти муз, покровительница трагедии, символ сценического искусства.

  

МЕЛОДРАМА:

Первоначально - музыкально-драматическое произведение, в котором монологи и диалоги действующих лиц сопровождаются музыкой; с конца 18 века - драматическое произведение, отличающееся острой интригой, преувеличенной эмоциональностью, резким противопоставлением добра и зла, морально-поучительной направленностью

 

МИЗАНСЦЕНА:

Расположение актеров на сцене в определенных сочетаниях друг с другом и с окружающей вещественной средой в те или иные моменты спектакля.  

 

МИМИКА:

Движение лицевых мышц, выражающее внутреннее душевное состояние; искусство актера передавать душевное состояние персонажа выразительными движениями мышц лица.  

 

МОНОЛОГ:

Речь действующего лица в драматическом произведении, выключенная из разговорного общения персонажей и не предполагающая непосредственного отклика, в отличии от диалога.

 

МУЗЕЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ:

Искусство театра, в отличие от других искусств, мимолетно. Игра артиста живет лишь краткий миг спектакля и каждый раз другая. В театральном музее, также как и в художественном, хранятся и выставляются картины, скульптура, рисунки и т.п. Там хранятся коллекции памятников сценического искусства - эскизы декораций, и костюмов к знаменитым спектаклям, сами костюмы великих актеров, редчайшие фотографии, письма, документы, дневники и т.п. 
 

МЮЗИКЛ:

Музыкально-сценическое произведение, преимущественно комедийного характера, построенное на использовании элементов оперетты, балета, оперы, и эстрады.

 

ОПЕРА:

Музыкально-драматическое произведение, содержание которого воплощается в сценических музыкально-поэтических образах и выражается с помощью инструментальной (оркестровой) и вокальной (сольной, хоровой) музыки.

 

ОПЕРЕТТА:

Маленькая опера. Музыкально-сценическое произведение, комедийного характера, сочетающее вокальную и инструментальную музыку, танец и разговорный диалог.

  

ОРКЕСТР:

Площадка перед сценой в древнегреческом театре; большой коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах и совместно исполняющих музыкальное произведение, написанное для данного инструментального состава, а также совокупность самих музыкальных инструментов, на которых играют участники коллектива; оркестры бывают симфонические, струнные, духовые, народных инструментов и т.п.; место перед сценой в театре, где помещаются музыканту (оркестровая яма).

 

ОРХЕСТРА:

В древнегреческом театре - круглая площадка, на которой выступали хор и актеры античной трагедии и комедии.

 

ПАНТОМИМА:

Вид сценического искусства, в котором для передачи содержания, создания художественного образа используются пластически выразительные движения тела, жест, мимика; иногда сопровождается музыкой, ритмическим аккомпанементом и др. Также называется театральное представление средствами этого искусства.

  

ПАРАДИЗ: Галерка в театре, раек. 

 

ПАРАСКЕНИЙ:

В древнегреческом театре - боковые пристройки по обеим сторонам фасада сцены.

 

ПАРТЕР:

Места в зрительном зале, расположенные рядами параллельно сцене, эстраде, экрану; в театре 16-17 вв. - задняя часть нижнего этажа зрительного зала, за креслами, где публика смотрела представление стоя;

 

ПУБЛИКА:

Люди, находящиеся где-либо в качестве зрителей, слушателей, посетителей.

  

РАМПА:

Театральная осветительная аппаратура, установленная на полу сцены вдоль ее переднего края, предназначенная для освещения пространства сцены спереди и снизу; низкий бортик вдоль авансцены, скрывающий от зрителей осветительные приборы, а также сами осветительные приборы, помещенные за таким бортиком; сцена, театр вообще;

 

РАКУРС:

Пространственное перспективное искажение видимых размеров предметов и их пропорций, воспринимаемое зрителем, в зависимости от их дальности до зрителя и угла зрения.

 

РЕЖИССЕР:

Художественный руководитель спектакля, фильма, какой-либо творческой программы; постановщик.

 

РЕЗОНЕР:

Персонаж литературы 17-18 вв. (особенно комедий), не принимающий активного участия в развитии действия и призванный увещевать или обличать других героев, высказывая нравоучительные суждения с авторских позиций; амплуа актеров, играющих роли таких персонажей.

 

РЕКВИЗИТ:

Совокупность предметов, подлинных или бутафорских, используемых в театральном представлении, на киносъемках, в творческой программе.  

 

РЕМАРКА:

Пояснение автора к тексту пьесы, содержащее характеристику обстановки действия, внешности действующих лиц, особенностей их поведения и т.п.

 

РЕПЕРТУАР:

Совокупность произведений, исполняемых в театре, на концертной эстраде и т.д.; круг ролей, номеров, музыкальных, литературных произведений, исполняемых артистом.

  

РЕПЕТИЦИЯ:

Подготовка, а также пробное предварительное исполнение спектакля, представления, какого-либо зрелищного мероприятия; генеральная репетиция - последняя репетиция перед выпуском спектакля, представления (при полном оформлении, обычно с публикой).  

 

РЕПЛИКА:

Ответ, возражение, замечание на слова говорящего, собеседника; в спектакле - фраза, которую актер произносит в ответ на слова партнера; последние слова персонажа, за которыми следует речь другого действующего лица пьесы.

 

СИСТЕМА СТАНИСЛАВСКОГО:

Система воспитания актера, теория и метод артистической техники, требующие от актера большого напряженного труда по развитию способностей к творческому, профессиональному настрою, вдохновению, независимо от настроения.

  

СЦЕНА:

В древнегреческом театре - первоначально временное деревянное помещение для переодевания и выхода актеров; затем - стена, расположенная позади орхестры, являлась архитектурным фоном действия трагедии.

 

СОЛИСТ:

Артист, исполняющий сольную партию, соло.

 

СОЛО:

Исполнение музыкального или вокального номера, или танца одним исполнителем.

 

СОФИТ:

Театральная осветительная аппаратура, укрепленная на опорах и предназначенная для освещения сцены спереди и сверху.

 

СПЕКТАКЛЬ:

Театральное представление.

 

СТАТИСТ:

Актер, исполняющий вторые роли без слов; участник массовых сцен.

 

СТАФФАЖ:

Второстепенные, фоновые элементы живописной композиции или декораций.

 

СТРИПТИЗ:

Эстрадное эротическое представление с музыкой и танцами, участницы которого постепенно раздеваются.

 

СТРОФА:

Единый по интонации и ритму блок двух или более стихов; у древних греков - песнь хора на сцене, сопровождающаяся его передвижением справа налево.

 

СУФЛЕР:

Работник театра, следящий за ходом репетиции или спектакля по выверенному тексту и подсказывающий актерам текст роли в случае необходимости.

 

СЦЕНА:

Часть театрального здания - площадка, на которой происходит театральное представление; театральные подмостки; отдельная часть акта (действия) театральной пьесы; отдельный эпизод, изображаемый в романе, пьесе, фильме, картине и т.п.; наблюдаемое проишествие, эпизод.

  

ТАПЕР:

Музыкант, играющий за плату на танцевальных вечерах, а также пианист, сопровождающий демонстрацию немых кинофильмов.

 

 ТЕАТР:

Род искусства, особенностью которого является художественное отображение явлений жизни посредством драматического действия, возникающего в процессе игры актеров перед зрителями. В ходе исторического развития определились три основные вида театра, отличающиеся специфическими признаками и средствами художественной выразительности - драматический, оперный и балетный.

 

Категория: Режиссура танца | Добавил: sasha-dance (05.10.2009)
Просмотров: 6683 | Рейтинг: 4.7/3 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  •  
  • Программы для всех
  • Лучшие сайты Рунета