Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.
В настоящее время, в эпоху рыночных отношений, хореография это не только часть культуры, но и часть бизнеса, и не малая часть. Поэтому большой интерес вызывают различные шоу – программы и театрализованные концертные программы. И знания, полученные студентами по дисциплине «Композиция и постановка танца» будут востребованы и актуальны. Дисциплина «Композиция и постановка танца» суммирует знания, получаемые студентами на занятиях по профилирующим дисциплинам, и приводит их в целостную систему знаний, взглядов и профессиональных навыков, дающую возможность овладеть современной методологией создания хореографических произведений искусства. Способность мыслить хореографическими образами отличает балетмейстера от драматурга и от режиссера драмы или оперы. Однако, как и они, балетмейстер должен быть мыслителем, психологом и педагогом: создавая драматургию постановки танца, воплощая ее средствами хореографической композиции в пластические образы, он работает с исполнителями как режиссер. Преподавание курса «Композиция и постановка танца» проводится в тесном взаимодействии с такими специальными дисциплинами: «Методика и педагогика работы с танцевальным коллективом», народный, классический, бальный танец и др. Для подготовки руководителей танцевальных коллективов изучаются спектакли-шедевры классического балетного наследия. Введен ряд лекций по оформлению хореографических постановок (декорации, костюмы, освещение и пр.).
Большое внимание уделяется музыкальному образованию студентов. Музыка лучших балетов, симфонические и камерные произведения используются преподавателями и студентами для постановочной работы.
Данная программа по дисциплине «Композиция и постановка танца» построена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта профессионального высшего образования России.
Учебная программа разработана на основе учебного плана по специальности 020600 «Культурология».
Курс «Композиция и постановка танца» является одной из основных дисциплин в учебном процессе, обучающихся по специальности «Менеджмент культуры» (руководитель танцевального коллектива).
Целью курса являются ознакомление и изучение основ композиции и постановки хореографических номеров, шоу-программ, театрализованных концертов.
Задачи курса: в процессе обучения овладеть основными методами и законами драматургии в хореографии и спецификой постановочной работы в танцевальных коллективах, а также изучить не только танцевальные техники, но и ознакомиться с законами композиции урока, обучить будущих руководителей-хореографов основам методики и принципам преподавания системы композиции и постановки танца.
В результате изучения курса: «Композиция и постановка танца» студенты должны знать:
– основной понятийный аппарат дисциплины;
– законы драматургии в хореографии;
– стилевые особенности в хореографии;
– методы и принципы построения танцевальных номеров;
– стиль и манеру танцев различных эпох.
Студенты должны уметь:
– сочинять танцевальные этюды, сюжетные и бессюжетные танцы;
– работать над постановкой шоу – номеров и театрализованных концертных программ;
– грамотно работать с музыкальным материалом и применять его в постановочной работе;
– использовать полученное образование по композиции и постановке танца в своей профессиональной деятельности, как менеджера культуры (танцевального коллектива).
Курс «Композиция и постановка танца» изучается в течение 8-го семестра. Общий объём курса – 168 часов, из них аудиторных занятий – 64 часа, практических – 34 часа.
Хореография как наука о танцах. История и толкование слова «хореография» Народный танец – вид хореографического искусства. Ансамбли народного танца, балетмейстеры ансамблей народного танца – исследователи танцевального фольклора. Формы профессионального искусства хореографии: танец в опере, танец в музыкальной комедии, танец на эстраде, танец в цирке, танец в балете на льду, танец в драматическом театре. Классический балет – высшая форма профессионального искусства.
Основное отличие балетмейстера от режиссера драмы и оперы.
Роль и место балетмейстера в создании хореографических постановок.
Слово «балетмейстер» означает «мастер балетного спектакля». Балетмейстеры работают в оперно-балетных театрах, а также в музыкальной комедии, на эстраде, в ансамблях классического танца и народного, сочиняют бальные танцы.
Возникновение идеи – темы хореографического произведения и воплощение ее в программе.
Композиционный и музыкальный план. Работа с музыкальным материалом. Сочинение хореографического номера. Танцевальная лексика с образным видением всего номера, декораций, костюмов и световой партитуры. Работа с исполнителями, художником-декоратором, костюмером, художником по свету.
Музыка в истории хореографии. Важнейшей особенностью танцевальной музыки является ее ясная ритмическая определенность, повторность какой-либо характерной ритмической формулы. Благодаря этому мы не только распознаем танцевальную и нетанцевальную музыку, но легко отличаем вальс от польки, мазурку от лезгинки и тарантеллы. Четкий ритм музыкального сопровождения танца не только организует движения танцующих, но и обладает эмоциональной силой воздействия.
Музыкальный образ и его воплощение в хореографическом тексте. Работа балетмейстера над танцевальным номером на основе уже имеющегося в музыкальной литературе материала. Анализ музыкального произведения.
Рисунок танца – составная часть танцевального номера.
Рисунок танца как одно из выразительных средств хореографической композиции. Отражение национальных особенностей в рисунке танца. Рисунок танца и драматургия номера. Рисунок танца и музыкальный материал. Рисунок танца и танцевальная лексика. Их взаимозависимость.
Логика развития танцевального рисунка и распределение его по сценической площадке. Простой и многоплановый рисунок танца.
Композиция танца состоит из ряда компонентов. В нее входят: драматургия (содержание), музыка, текст (движения, позы, жестикуляция, мимика), рисунок (перемещение танцующих по сценической площадке), всевозможные ракурсы. Все это подчинено задаче, выразить мысль и эмоциональное состояние героев в их сценическом поведении. Композиция составляется из ряда частей танцевальных комбинаций.
Основной закон построения драматургического произведения обязателен как для танцев сюжетных, так и для любого бессюжетного танца, где есть тема и задача выразить то или иное состояние человека.
Согласно этому закону танец должен сочетать в себе в гармоническом соотношении все пять его частей:
– экспозиция (введение в действие);
– завязка (начало действия);
– развитие действия (ряд ступеней перед кульминацией);
– кульминация (вершина действия);
– развязка (заключение).
Самостоятельная работа студентов над сочинениями этюдов фрагментов танцевального номера, с применением законов драматургии. Танцевальные этюды студентов (отдельные комбинации, фрагменты танцевального номера) должны соответствовать стилю и характеру музыкального материала.
Сценический хореографический образ – это синтез многочисленных внешних и душевных внутренних движений и их психологических нюансов, тембровых окрасок. Любая избранная тема требует сценического воплощения в образах. Сценический образ, образ хореографического номера в целом строится на идейно-художественной целостности и взаимосвязи всех частей и компонентов (языка, музыки, актерской игры, оформления, драматургии, образа мышления, психологии воздействия и т.д.).
Свой стиль, свой образ, свое лицо имеет каждое сценическое хореографическое произведение. Образ – это символ.
Раскрытие идеи, замысла балетмейстера через хореографический образ.
Музыкальный материал и хореографический образ.
Драматургия танцевального номера и хореографический образ.
Рисунок танца и хореографический образ.
Танцевальный текст и хореографический образ.
Художественное обобщение и хореографический образ.
Сочинение танцевальных этюдов, в которых ярко раскрываются черты хореографического образа.
Постановка дуэтного танца на основе литературных героев.
Искусство пантомимы восходит к глубокой древности. Из истории театра мы знаем о мастерстве греков и римлян в этой области, о мимах средневековья, о бродячих труппах времен Шекспира, о русских скоморохах, об итальянской комедии Дель-арте.
Пантомима – это не представление для глухонемых, где жесты заменяют слова. Жесты в пантомиме требуют максимального кипения чувств. Выразительность и одухотворенность каждого движения и жеста играют огромную роль в хореографических постановках. Жест в танце – жест музыкальный. Он обусловлен не только мелодической, гармонической и темпоритмической структурой музыкального произведения, но прежде всего содержанием танца или роли, теми событиями, переживаниями, состоянием героя, которые в них заключены. Если композиция танца и каждая его комбинация строятся на основе закона драматургии, то и каждый выразительный жест должен иметь свое начало, развитие и конец. Язык жеста – пластическая речь человека.
Анализ выразительности жеста на примере картины Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» и других картин великих художников.
Применение хореографической драматургии в постановке шоу-программ. Жанровое разнообразие шоу-программ. Музыкальное оформление как один из важнейших компонентов в работе постановщика театрализованных программ. Характеристика основных музыкальных форм: простая двухчастная форма, простая трехчастная форма, сложная двухчастнная и трехчастные формы, рондо, сонатная форма. Музыкальный жанр. Классификация жанров. Музыкальный стиль как эстетическая категория. Характеристика стилей классической музыки: барокко, классицизм, рококо, романтизм, импрессионизм. Стили эстрадной и джазовой музыки: спиричуэлс, блюз, регтайм, буги, свинг, баллада, боп, рогрессив. Третье течение: свободный джаз, рок, джаз-рок, диско, рэп и т.п.
Характеристика основных типов концертно-исполнительской деятельности: сборный, тематический, театрализованный. Виды концертов и их характеристика: дивертисмент, ревю, шоу, мюзик-холл, варьете, кабаре.
Пролог в постановке шоу. Пролог-вступление, пролог-экспозиция. Виды прологов: позывные, увертюра, музыкально-пластический плакат, музыкально-поэтическая композиция, музыкальный кино- / видео-пролог, эстрадное представление.
Составление композиционного и музыкального плана постановки театрализованного концерта.