Суббота, 15.03.2025, 17:39 Приветствую Вас Гость | RSS
Композиция
и
постановка танца
Меню сайта
Статьи по разделам
Балетмейстеры [184]
Биография, основные этапы творчества и произведения


Ж.Ж.Новерр"Письма о танце" [18]
Полная версия книги Новерра представленная отдельно каждым письмом


И.Сироткина "Культура танца и психология движения" [2]
Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ТАНЦА [0]
Методические указания к спецкурсу «Основы танцевально-экспрессивного тренинга»


Режиссура танца [62]
Теоретические и научные статьи и методики.


Драматургия танца [37]
Теоретические и методические материалы и статьи по данной теме.


Туано Арбо [3]
ОПИСАНИЕ ОРКЕЗОГРАФИИ


Научные статьи [131]
Всевозможные и собственные статьи, а также курсовые и дипломные работы студентов, надиктовыные им в качестве научного руководителя.


Танцевальный симфонизм [18]
Все материалы посвящённые танцевальному симфонизму.


Реформаторы Балета [36]
Имена и их биографии


История балета [108]
Интересные статьи по истории балеты.


В. А. Теляковский - "Воспоминания" [14]
Теляковский. Воспоминания.


Тамара Карсавина "Воспоминания" [17]
Т.КАРСАВИНА "ВОСПОМИНАНИЯ"


Леонид Якобсон [15]
Всё о Якобсоне


Польcкие танцы [13]
Описание и видео-фрагменты Польских танцев


Венгерский танец [12]
Венгерские танцы -описание и видеофрагменты


Ирландский танец [7]
Ирландский танец видео и описание


Армянский танец [6]
Армянский танец описание и видео


Танцы народов прибалтики [9]
Прибалтийские народные танцы


Видео [53]

Музыка [14]
Музыкальные материалы для этюдов и танцев


Исполнители [147]
Раздел посвящён легендарным исполнителем танцевального искусства


Интевью с Баланчиным [10]
Великолепная статья Соломона Волкова в виде интервью с Джоржем Баланчины о Петербурге, о Стравинском и Чайковском


Композиторы [68]
Биографии и интерересные статьи о композиторах


Классический танец [8]
Материалы по классическому танцу: методика и интересные статьи


Либретто балетных спектаклей [101]
В данной категории содержаться основные либретто балетных спектаклей различных времён и различных балетмейстеров


Ранние формы танца [11]
История зарождения первых танцевальных форм


Jazz & Modern Dance [15]
Техника современных танцевальных течений


Танцы Народов Мира [12]
Все народности и этносы


Русский танец [24]
Всё по русскому танцу


Испанский танец [17]
Всё о танцах Испании


Музыкальная драматургия. [33]
Методические и теоретические материалы по музыке и музыкальной драматургии.


Еврейские танцы [9]
материалы по истории и еврейских танцев


Художники [18]
Биография и творчество художников


Выдающиеся педагоги [57]
Биография известных педагогов танца


Фёдор Лопухов [13]
Фёдор Лопухов


Азербаджанский танец [3]
Всё об Азербаджанском танце


Борис Эйфман [10]
Всё о творчестве Эйфмана


Институт Культуры и Искусств [7]
правила приёма


Историко-бытовой танец [3]
ВСЁ О ИСТОРИКО-БЫТОВЫХ ТАНЦАХ


Чукотский танцевальный фольклор [4]
Чукотский танцевальный фольклор


Русский хоровод [12]
Всё о русском хороводе


Каталог статей


Главная » Статьи » Русский хоровод » Русский хоровод

часть5. ХОРОВОДЫ ЛЕТНИЕ
часть5.
ХОРОВОДЫ ЛЕТНИЕ
 
Русая коса, Невеста, Сравнение новых родственников, Любить не люблю, отказать не хочу, Подарок, Покорище девушки Жених, Ковер, Замужняя жизнь, Женина любовь, Ревнивая жена, Ревнивый муж Женин разлад, Старый и молодой муж, Вдова, Гуляй, гуляй, Разгульная жена, Молодецкий сын Дон Иванович, Заинька, Гуси, Синичка, Воробушек, Воробушки Воложанин, Ящер, Селезень, Пиво варить, Мак растить, Просо сеять, Бранье льна Плетень, Галка, Щитка, Горошек, Барское угощение, Вьюн и круг

Хоровод Русая коса
Начнем с любимой игры девушек-невест — с «русой косы». Кто не воспевал косу? Кто не писал ей похвал? В какой стране света не составляет она украшение девушек? На Руси в почести русая коса, в Малороссии — черная коса. Коса в славе и сама красавица гордится ею. В сельской жизни она убирается розовой лентой, чешется роговым гребнем, умывается снежной водой или настоем из полевых душистых трав. Не век любуется девица прелестью косы! Наступает время, когда она оставляет ее с плачем, это перед венчанием. Безутешная невеста сидит на скамье, подруги горюют с ней и поют на прощание русой косе. Приходит сваха и безжалостно расплетает косу; потом ее режет и прячет волосы под кику. Слезы льются ручьем! Невеста лишилась косы, а с ней и девичей своей свободы; с потерей косы ей только видится впереди одно горе. При расплетании косы девушки становятся хороводом вокруг мнимой невесты и поют. Под окном девка сидела, Под окном, окном косящетым: Русу косу плела, к себе дружка ждала. Погляжу я в окошечко, Не идет ли милый мой? Ах! милый идет, ясным соколом летит, Белыми рученьками помахивает, Светлыми кудрями потряхивает. Я встретила середь широка двора, С радостью милова за руки взяла. Повела милова во свой терем, Посадила милова под своим окном. Дивись, мой милой, русой косе! Ах, косинька-коса, девичья краса! Уж ты иссушила меня, молодца, Вынула румянец из белого лица. Из белого лица, удалого молодца! Не крушись, мой мил сердечной: Русая коса на утеху рождена, На утеху рождена, тебе обречена. Русая коса, коса-косынька, Расплетайся скорей! Красна девица! Выдь за меня замуж скорей Еще поется иначе: Как у нас во околице, Как у нас во светлице Под окном девка сидела, Под красным косящетым: Буйну голову чесала, Свою русу косу плела, К себе дружка милого ждала. Погляжу млада в окошко, Уж не идет ли милой друг? Уж как мой мил идет, Что ясен сокол летит, Шапочку охорашивает, Белыми руками помахивает, Черными кудрями потряхивает. Я выходила молода Из высока терема На широкой двор; Встречала друга милого: За белы руки хватала, В высок терем вводила, Под косящето окно сажала. Уж ты, милой друг, Порадуйся со мной: Подивись моей русой косе! Ах ты, косынька, коса, Коса девичья краса! Уж как ты ли, русая коса, Иссушила меня, молодца. Потускнели черны очи, Позавял румянец на лице, Нету удали у доброго, Нету радости у молодчика. Не плачь, не горюй, Друг сердечной мой! Моя русая коса Не на горе рождена; Моя русая коса На роду тебе обречена. И по батюшкину повеленью, И по матушкину согласию Расплетает мою косу Разладница сваха. Уж ты, русая коса, Расплетайся поскорей; Уж ты, красная девица, Выдь скорей за меня. Весна в деревне. Гравюра XIX в
 
ХОРОВОД НЕВЕСТА
Девушки собираются в поле и сговариваются, кому быть невестой, а кому свахой. Тут завязывается между ними спор: каждая хочет поскорей услышать имя жениха, но каждая стыдится его. Сваха становится в середине круга, и каждая из девушек старается стать на таком месте, чтобы последнее слово песни «повел» пало на нее. Они поют: Стояло тут Косово дерево, Вью, вью, вью, лелю! В той деревне тыночек стоит. Как в том тыночке беседа сидит, В той беседе пляшут девицы. Мимо тут ехал удалой молодец, Снявши шапочку да девке челом, Слезши с коня, он руку подает. Девица ему и поклонилась, Красна ему и руку подала. Взявши с тыночка за руку повел, Вью, вью, вью, лелю! На кого пало последнее слово «повел», тот выходит из круга. Ту же песню начинают снова петь и продолжают ее, пока не берется условленное число невест. Потом сваха ставит каждую невесту отдельно и, ходя вокруг них, поет, и тут уже на кого падет последнее слово «повел», та признается всеми невестой и ей выйти скоро замуж. Прочие девушки завидуют ей. Везде зависть, но зависть девушки происходит от нетерпения. В некоторых местах повторяют слова «люли» и «лели» после всякого стиха. Следующая песня, выражающая одно и то же, поется с прибавлением слова «люли». Как у наших у ворот Стоит озеро воды. Ой люли, ой люли, Стоит озеро воды! Молодец коня поил, К воротичкам приводил! Ой люли, ой люли, К воротичкам приводил! К веревочке привязал, Красной девке приказал. Ой люли, ой люли, Красной девке приказал! Красна девица-душа, Сбереги добра коня. Ой люли, ой люди, Сбереги добра коня! Сбереги добра коня, Коня семитысячного. Ой люли, ой люли, Коня семитысячного! Не сорвал бы повода, Не сломил бы удила. Ой люли, ой люли, Не сломил бы удила! Красна девица идет, Словно павушка плывет. Ой люли, ой люли, Словно павушка плывет! На ней платье голубое, Лента алая в косе. Ой люли, ой люли, Лента алая в косе! На головушке перо, Хоть пятьсот рублей дано. Ой люли, ой люли, Хоть пятьсот рублей дано! Хоть пятьсот рублей дано, Стоит тысячи оно. Ой люли, ой люли, Стоит тысячи оно!
 
ХОРОВОД СРАВНЕНИЕ НОВЫХ РОДСТВЕННИКОВ
В этом хороводе становятся девушки в кружок и, взявшись за руки, то сходятся, то расходятся и поют. Разыгрывают осенью и во время свадьбы. Репей стелется, расстилается, Ой дид мой, репей, Ой лада молода! Да не быть репью С тыном ровну; Да не быть свекру Супротив батюшки моего. Ой дид мой, репей, Ой лада молода! Репей стелется, расстилается, Ой дид мой, репей, Ой лада молода! Да не быть репью С тыном ровну; ' Да не быть свекрови Супротив матушки моей. Ой дид мой, репей, Ой лада молода! Репей стелется, расстилается, Ой дид мой, репей, Ой лада молода! Да не быть репью С тыном ровну; Да не быть ладу Супротив братцев моих29. Кто не хочет замуж? Девушки молчат, а это молчание — убедительное доказательство пламенного их желания. Спросите у сердца девушки, и верно оно скажет: «Я замуж хочу!» Посмотрите на миленькое розовое создание, оно так и говорит: «Я замуж хочу!» Девушки разборчивы в выборе женихов, а это причина того, что перебор столько делает помех в семейных домах. Хоровод составляется из взрослых обоего пола. Молодец ходит вокруг хоровода, высматривает себе невесту, а хоровод поет: Чрез круг летит сокол, Калина, малина моя! Глядит и посматривает, Калина, малина моя! Пора девукам замуж, Калина, малина моя! Пора, красным, замуж, Калина, малина моя! Ох, ты, девушка-душа, Поди замуж за меня; Не пойдешь, спокаешься, Вспомянешь меня. Чрез круг летит сокол, Калина, малина моя! Глядит и посматривает, Калина, малина моя! Пора девушкам замуж, Калина, малина моя! Пора, красным, замуж, Калина, малина моя! Соседушки, собратушки: Каков заезжий гость? Спохвалили молодца, Иду замуж за тебя! Калина, малина моя! Иду замуж за тебя! Еще поют: Молодец кудреватый, Надежа моя! Расчесал милый кудри, Утеха моя! Заиграл милый в гусли, Надежа моя! Как струна струне молвит: Утеха моя! Пора молодцу жениться, Надежа моя! На душе ли на вдовице? Утеха моя! Не женись, холостой, Утеха моя! Не женись, молодец, Надежа моя! На вдове своенравной, Надежа моя! Расчесал милый кудри, Утеха моя! По алому кафтану, Надежа моя! По парчовому камзолу, Утеха моя! Заиграл милый в гусли, Надежа моя! Как струна струне молвит: Утеха моя! Пора молодцу жениться, Надежа моя! На душе ль красной девице? Утеха моя! Женись, молодец, Надежа моя! Женись, холостой, Утеха моя! На девице красной, Надежа моя! Молодец выбрал себе невесту и берет ее. Игра переходит потом на другого. В иных местах молодец ищет невесту, играя на балалайке. Некоторые из наших писателей приводят на этот случай песню, как бы общепринятую при хороводных песнях: Через круг летит утка. Калина, малина моя! Через наш хороводец, Калина, малина моя! Пора девушкам замуж, Калина моя! Пора красным замуж. Калина, малина моя! За крестьянского ль сына, Калина, малина моя! У крестьянского сына И толочь, и молоть, Решетом подсевать, Калина, малина моя! Через круг летит утка, Калина, малина моя! Через наш хороводец, Калина, малина моя! Пора девушкам замуж, Калина, малина моя, Пора красным замуж, Калина, малина моя! За боярского сына, Калина, малина моя! У боярского сына Окошки косые, Собаки борзые, Калина, малина моя! Через крут летит утка, Калина, малина моя! Через наш хороводец, Калина, малина моя! Пора девушкам замуж, Калина, малина моя! Пора красным замуж, Калина, малина моя! За Старостина сына, Калина, малина моя! У Старостина сына Прянички сладенькие, Мед сыченой, Калина, малина моя!
Хоровод Любить не люблю, отказать не хочу
У кого что на уме, у того и на деле. Девушки, взявшись за руки, составляют хоровод. Тут кумушка управляет хороводом девиц, и она намекает на их женихов часто по имени, а нетерпеливые девушки иногда проговариваются сами. Как пошли наши подружки В лес по ягоды гулять! Вею, вею, вью, вью, В лес по ягоды гулять! По черную черничку, По красну земляничку. Вею, вею, вью, вью, По красну земляничку! Они ягод не набрали, Подруженьку потеряли! Вею, вею, вью, вью, Подруженьку потеряли! Любимую подружку, Свет Катеринушку. Вею, вею, вью, вью, Свет Катеринушку! Не в лесу ли заблудилась? Не в траве ли заплелась? Вею, вею, вью, вью, Не в траве ли заплелась? Как бы в лесу заблудилась, То бы лесы преклонились. Вею, вею, вью, вью, То бы лесы преклонились! Как бы во траве заплелась, Трава бы шелком повилась. Вею, вею, вью, вью, Трава бы шелком повилась! Пойду я по тропинке, Найду я три елиньки. Вею, вею, вью, вью, Найду я три елиньки! Под елинькою кровать, На кровати-то перина. Вею, вею, вью, вью, На кровати-то перина! На кровати-то перина, На перине-то свет Катерина. Вею, вею, вью, вью, На перине-то свет Катерина! Перед ней стоит детина, Он и просит Катерину. Вею, вею, вью, вью, Он и просит Катерину! Коли любишь, так скажи, А не любишь, откажи! Вею, вею, вью, вью, А не любишь, откажи! Я любить не люблю, Отказать не хочу. Вею, вею, вью, вью, Отказать не хочу! «Я любить не люблю, отказать не хочу» вполне раскрывает женское сердце, которое на все готово, если решится. Еще есть и другая песня: Околь Дону, околь Дону, Около тихого Дону, Добрый молодец гуляет, Добрый молодец гуляет, Табун коней загоняет. Кони, кони вороные! На них узды золотые, Чепраки парчевые, Подковы серебряные. Уж ты, девица-душа! Догадайся, догадайся! Уж я рада б дога. За то его потешу, Что один сын у отца.
Хоровод Подарок
В других местах хороводная игра «подарок» носит название «приданое невесты» и разыгрывают ее летом. Ее поют также перед девичником, когда готовят приданое. Подарок — игра свадебная, в которую играют в северной России. Если свадьбе слу чится быть летом, то выносят невестину перину и кладут ее на траву; девушки делают круг около перины и песней напоминают, что уже нет среди них одной. Как у нас во садику Много было цветов посеяно, А немного их уродилося. Как у нас ли во тереме Много было красных девушек, А теперь немного осталося. Сваха выходит из круга, садится на перину и говорит: «Ну, девушки, не горюйте, запойте-ка песню веселую». Одна из них отвечает ей: «Ох, сваха, сваха! Ты свела нашу подругу из нашего двора». Другие, между тем, начинают петь: Как у нас во дворе, Как у нас во широком, Люли, люли, во широком! Стоят девушки в кругу, Стоят девушки в кругу, Люли, люли, в кругу! Одной лишь нет, как нет, Одной-то нет, свет Марьюшки, Люли, люли, Марьюшки! Она ждет-пождет к себе Друга милого, суженого! Люли, люли, суженого! После слов, выражающих ожидание невесты, как здесь: «Она ждет-пождет к себе друга милого, суженого», сваха переворачивает перину, сбивает и потом стелет; девушки поют: Стелю, стелю перинушку, Стелю, стелю пуховую, Люли, люли, пуховую! Кого люблю, кого люблю, Кого люблю, тому подарю, Люли, люли, подарю! Не дарик большой, а любовный — Пуховую перинушку. Люли, люли, перинушку! Ты выди, свет Марьюшка, . Ты бери за белы руки суженого, Люли, люли, суженого! Дари суженого подарком. Дари ряженого перинушкой! Люли, люди, перинушкой! После окончания пения выходит из круга настоящая невеста и одаривает своих подруг розовыми ленточками. Сваха спрашивает ее: «Полно, ты ли невеста?» — «Сваха-сватушка,— отвечает она со вздохом,— не сама ли ты засватала!» В это время выходит мать невесты и одаривает сваху белым или красным платком и говорит ей: «Родимая! полно-те вопрошать». Подруги берут невесту под руки, сажают ее на перину и вносят в комнату, с окончательным припевом: Дари суженого подарком, Дари ряженого перинушкой, Люди, люли, перинушкой!
Хоровод Покорище девушки
Здесь принимают участие не одни девушки, но и молодые парни. Составив хоровод, ходят кругом и поют — первый стих весьма протяжно, а второй быстро: Ах по морю! ах по морю! Ах по морю, морю синему! Плыла лебедь, плыла лебедь, Лебедь белая моя. Не тряхнется, не тряхнется, Не тряхнется, не ворохнется, Где ни взялся, где ни взялся, Где ни взялся млад ясен сокол. Убил, ушиб, убил, ушиб, Убил, ушиб лебедь белую мою. Он кровь пустил, он кровь пустил, Он кровь пустил по синю морю, Он перушки, он перушки, Он перушки пустил по чисту полю; Он пух пустил, он пух пустил, Он пух пустил по поднебесью. Где ни взялась, где ни взялась Красна девица-душа! Брала перья, брала перья, Брала перья лебединые мои. Клала в шапку, клала в шапку, Клала в шапку соболиную. Милу дружку, милу дружку, Милу дружку на подушечку. Где ни взялся, где ни взялся, Где ни взялся добрый молодец. Бог на помочь! Бог на помочь! Бог на помочь, красна девица-душа! Она ж ему, она ж ему, Она ж ему не поклонется. Добро, девка, добро девка, Добро, девка, девка красная моя! Будет время, будет время, Будет время и поклонишься мне. Будешь стоять, будешь стоять, Будешь стоять у кроватушки моей. Будешь держать, будешь держать, Будешь держать шелковую плеть в руках. С окончанием песни одна из девушек, признанная за «покорище», кланяется своему молодцу, а иногда и все делают поклоны, каждая своему парню. «Покорище».девка значит покорная девица. Она должна смириться перед своим женихом, должна помнить, что когда сделается его женой, тогда она будет стоять у его кровати и снимать с него сапоги, из которых он возьмет плеть и будет ее бить в знак его власти над ней. Игра «покорище девицы» — любимейшая у поселян. Почему? Потому что здесь участвуют те, которые им милы по сердцу и желанию, оттого и все прочие для них игры — не игры. Здесь им позволено и смеяться, и глядеть друг на друга, и жать руку. Всегда девушки любят такие игры, в которых допускается свободное поведение. Поют эту же песню с сокращением, но смысл ее один и тот же: Как по морю синему, По синему хвалынскому Плывет стая гусей серых, Другая стая лебединая. Ходил, гулял добрый молодец: Он застрелил лебедь белую. Кровь пущал в сыру землю. Пух пущал по чисту полю. Собирались красные девушки Пуху брати лебединого. Мимо ехал доброй молодец, Бог помочь вам, красные девушки! Пуху брати лебединого. Все девушки поклонилися, Одна девка не поклонилась. Грозил парень красной девушке: Добро, девка, добро красная, Станешь, девка, у кровати стоять, Станешь, красная, горючие слезы ронять.
 
Хоровод Жених
 Это насмешка над заезжими женихами, которые, сватаясь и перебирая долго невестами на своей стороне, женятся наконец на чужой. Люди смеются над такими женихами, девушки осыпают их укоризнами. Мужчины и девушки делают круг; мужчины, выбрав среди себя одного побойчее, называют его женихом и ставят посредине; потом поют: Как под лесом, лесом, шелкова трава, Ой ли, ой ли, ой люшеньки, шелкова трава! Ходил гулял донской казак, сам в скрипку играл, Ой ли, ой ли, ой люшеньки, шелкова трава! Играл, играл, выигрывал, девок выбирал. Из круга выходит девушка и ходит с женихом: Хорошая, пригожая, поди замуж за меня! Не пойдешь, спекаешься, вспомянешь меня. Невеста отвечает: Пойти было к соседушкам, спросить про тебя: Соседушки, голубушки, каков человек? Хороводные отвечают: Он пьяница, пропойца, пропьет и тебя! Невеста смотрит на жениха с презрением и говорит: Соседушки, голубушки, не хвалят тебя: Ты пьяница, пропоица, пропьешь и меня. Невеста входит в свой круг, и начинают снова петь: Как под лесом, лесом, шелкова трава, Ой ли, ой ли, ой люшеньки, шелкова трава! Ходил-гулял донской казак, сам в скрипку играл, Играл, играл, выигрывал, девок выбирал. Из круга выходит другая девушка и останавливается перед женихом. Хорошая, пригожая, поди замуж за меня! Не пойдешь, испокаешься, вспомянешь меня. Невеста обращается к соседушкам, ходит с хороводом и отвечает: Пойти было к соседушкам, спросить про тебя: Соседушки, голубушки, каков человек? И, помолчав несколько, она говорит ему весело: Соседушки, голубушки, хвалили тебя. Вино кури, пиво вари, иду замуж за тебя! Ой ли, ой ли, ой люшеньки! Иду замуж за тебя. Жених берет невесту за руку, хороводные повторяют: Ой ли, ой ли, ой люшеньки! Иду замуж за тебя. Тем оканчивается игра, потом выбирают другого жениха, если хотят продолжить хороводную шутку над женихом. Девушкам приятно забавляться женихами, но под их шуткой бьется пламенное желание: скорее замуж! Иногда из шуточной игры «жених» он делается настоящим женихом.
Хоровод Ковер
За несколько дней до выхода замуж подруги невесты собираются к ней в дом. Там они поют с ней девические песни, а потом выходят из ее дома хороводом на улицу или в сад. В середине хоровода идет настоящая невеста, с белым в руке платком, который изображает ковер. И что же значит ковер? Тот будущий ковер, на котором она должна стоять перед венчанием со своим суженым. Она обязана приготовить ковер заранее и отдать его своим девушкам. При выходе из дому встречает их толпа молодых людей с припевом: Ты не пой, соловей, Ты не пой, молодой, При долине Ты не вей гнезда, Ты не вей гнезда При тереме! Девушки отвечают: Как во тереме девица Дорогой ковер вышивает: Она золотом ковер вышивала, Она жемчугом ковер унизала. Уж кому мой ковер достанется? Доставался мой ковер Старому мужу. Невеста отвечает: Я могу ковра убавить, Я со всех сторон, со четырех, Я со всех углов, с золотых. Хороводные продолжают: Как во тереме девица Дорогой ковер вышивает: Она золотом ковер вышивала; Она жемчугом ковер унизала; Уж кому ковер мой достанется? Невеста отвечает: Достанется мой ковер Ладу милому. Я хочу ковра прибавить: Я со всех сторон, со четырех, Со всех углов, с золотых. После этих слов невеста отдает свой ковер подругам; одна из них, представляющая жениха, берет ее за руку и выводит из круга. Прочие девушки не останавливаются на этом: каждая из них разыгрывает невесту с соблюдением обыкновенных правил. В иных местах играют в ковер просто. Собираются девушки в хорошее летнее время на луг, выбирают из себя невесту и поют хороводный ковер.
Хоровод Замужняя жизнь
Многие из замужних весьма часто вспоминают о своем девичестве; не раз вскручинится молодушке, когда она припомнит прошлую, беззаботную свою жизнь. Неволя замужней жизни ясно обозначена в песне, сочиненной не без причины на этот случай. Тяжелые работы наших женщин, а при больших требованиях со стороны их мужей, составляют одну из главных причин, по которой поселянки часто горюют о невозвратной своей волюшке. Родимая не отягощала свою дочь работами, родимый не брал ее с собой боронить поле, а теперь? Замужняя молодушка делай то, что муж прикажет; ходи по терновым кустам и пекись на солнце, не досыпай ночей и работай до пота. Замужняя жизнь, говорят некоторые, разыгрывается хороводом осенью. Нет, она разыгрывается и летом, и весной, когда вздумается хороводу. Для многих забав нет разделения времени. В этой игре участвуют не только девушки и молодежь, но жены и мужья. Хороводные, взявшись за руки, поют все вместе с избранною ими кумой, которая находится у них посредине. Она своими движениями глаз, плечей, рук указывает на жизнь замужней женщины. Я пойду, пойду во зеленой сад гулять, Поищу я молодова соловья. Соловей ты мой батюшка! Ты скажи, скажи, скажи, мой млад соловей, Кому воля, кому нет воли гулять? Молодушкам нет волюшки, Красным девушкам своя воля гулять. У молодушки три кручинушки: Да как первая кручинушка — Слать пуховую перинушку, А другая-то кручинушка — Растворяй, жена, широки ворота; А как третья-то кручинушка — Едет, едет мой ревнивый муж домой, Он везет, везет гостинец дорогой: Щелкову плетку, кнуто кнутовое, Да ударит меня меж белых плеч! Стала с мужа кафтан скидавати, Часты пуговки расстегивати. Хоть и рученьки белешеньки, На руках ли золоты перстни, Только стану, стану мужа разувать, Про замужнюю жизнь вспоминать. При последнем стихе «про замужнюю жизнь вспоминать» иногда кума кивает головой так неосторожно, что иной немедленно бросает игру. Над ним смеются, а его молодушка дрожит, как вспомнит про свою жизнь. Эта игра — одна из поучительных для семейного быта. Следующая песня, выражающая отношение замужней женщины к свекру, свекрови и мужу, напоминает песню о замужней жизни. Я в сад пойду, во зелен пойду, Ой люди, ой люди! По белу капусту, По бел кочешек. Не успела подойти, Не успела подойти, Ой люди, ой люли! Бежит моя золовушка Из высокого терема: Подь, невестушка, домой, У нас дома нездорова, Нечто сделалось: Новы сени подломились, Кроватушки опустились, Свекор-батюшка упал. Как бы я была вестима, Я бы выше подмостила, Горюч-камень подложила. Ой люли, ой люли! Я в сад пойду, во зелен пойду, Ой люли, ой люли! Не успела подойти, Не успела заломить. Ой люли, ой люли! Бежит моя золовушка Из высокого терема: Подь, невестушка, домой, У нас дома нездорова, Нечто сделалось. Новы сени подломились, Кроватушки опустились, Свекровь матушка упала. Как бы я была вестима, Я бы выше подмостила. Ой люли, Ой люли! Я в сад пойду, во зелен пойду. Ой люли, ой люли! Не успела заломить, Ой люли, ой люли! Бежит моя золовушка Из высокого терема: Подь, невестушка, домой. У нас дома нездорова. Нечто сделалось. Новы сени подломились, Кроватушки опустились, Твой лада упал. Как бы вестима была, Я бы ниже подмостила, Я бы перинку подложила; Ой люли, ой люли!
Хоровод Женина любовь
Это воспоминание о тех временах, когда женщины проводили свою жизнь в теремах и светлицах; когда им запрещалось говорить с холостыми с глазу на глаз; когда девушка выходила замуж, не зная за кого выходит: обязывалась его любить из боязни плети. Игра «женина любовь» осталась в хороводах для осмеяния жестокости самовластных мужей. В нее не везде играют. Веселой порой ее разыгрывают все вместе: мужья, жены, молодцы и девушки. Старики, посматривая на играющих, хвалят старого мужа и говорят ему: «Не давай волюшки молодой жене; поживет, слюбится». Женщины и мужчины любят эту игру, но не везде соблюдают одинаковые правила при разыгрывании: они меняются в зависимости от местности. Девушки делают крут, в середину круга выступают молодец и девушка, но чаще две девушки. Одна из них изображает мужа и надевает на свою голову шляпу, а другая представляет жену. Хороводные, ходя, поют: Я поеду, жена, В Китай-город гулять. Жена моя, женушка, Сердитое сердце твое! Я куплю тебе, жена, Кисеи на рукава. Жена моя, женушка, Сердитое сердце твое! Вот тебе, жена, Кисеи на рукава! Изображающая жену ходит отвернувшись и не глядит на своего мужа. Муж подает ей кисею, жена вырывает у него из рук и бросает на землю, хор поет: Посмотрите, добры люди, Как жена мужа не любит: Где не сойдется, не поклонится, Отворачивается. Я поеду, жена, В Китай-город гулять, Я куплю тебе, жена, Золото колечко. Муж подает ей кольцо, жена отталкивает его от себя и ходит отвернувшись. Посмотрите, добры люди, Как жена мужа не любит: Где ни сойдется, не поклонится, Отворачивается. Я поеду, жена, В Китай-город гулять, Я куплю тебе, жена, Шелковую плетку. Вот тебе, жена, Дорогой подарок! Жена смотрит на своего мужа ласково, муж бьет ее плеткой, а она кланяется ему; хор поет: Посмотрите, добры люди, Как жена-то мужа любит: Где ни сойдется, все поклонится, Поцелуется. Жена моя, женушка, Отходчиво сердце твое! «Женина любовь» разыгрывается в других местах совсем иначе. Изображающие мужа и жену иногда играют в эту игру в комнате и пляшут. Все прочие сидят во время пения. Когда муж заглядывает в лицо своей жены, тогда она отворачивается от него с сердцем. В это время поют: Да жена моя, женушка, Ревнивое сердечко! Посмотрите, добры люди, Как жена мужа не любит. Да жена моя, женушка, Ревнивое сердечко! Посмотрите, добры люди, Как жена мужа не любит: И не любит его, и не смотрит на него. Да жена моя, женушка, Ревнивое сердечко! Как поеду, молодец, в Китай-город гулять. Да жена моя, женушка, Ревнивое сердечко! . Да куплю я жене кумачные рукава. Да жена моя, женушка, Ревнивое сердечко! Вот тебе, жена, кумачные рукава. Да жена моя, женушка, Ревнивое сердечко! Муж кладет на плечо жены платок, который она сбрасывает. Посмотрите, добры люди, Как жена мужа не любит. Да жена моя, женушка, Ревнивое сердечко! И не любит его, и не смотрит на него, Да жена моя, женушка, Ревнивое сердечко! Как поеду, молодец, в Китай-город гулять. Да жена моя, женушка, Ревнивое сердечко! Да куплю я жене глазетову юбку. Да жена моя, женушка. . Ревнивое сердечко! Вот тебе, жена, глазетова юбка! Да жена моя, женушка, Ревнивое сердечко! Муж кладет на плечо жены шелковый или другой какой-либо платок, который она сбрасывает сердито, но, рассудив, что она поступает со своим мужем нехорошо, переменяется вдруг: делается внимательнее к словам его, и это. внимание усиливается с каждым стихом более и более: Ну, смотрите, добры люди, Как жена мужа полюбит, Да жена моя, женушка, Ревнивое сердечко! Как поеду, молодец, в Китай-город гулять. Да жена моя, женушка, Ревнивое сердечко! Как куплю я жене да шелкову плетку. Да жена моя, женушка, Ревнивое сердечко! Вот возьми, тебе, жена, шелкова плетка. Да жена моя, женушка, Ревнивое сердечко! Он бросает на ее шею скрученный платок; она, поправив его на себе, бежит к мужу и смотрит ему в глаза. Вы видите, добры люди, Как жена-то мужа любит. Да жена моя, женушка, Ревнивое сердечко! Она любит меня, она смотрит на меня. Да жена моя, женушка, Ревнивое сердечко! Она смотрит на меня, поцелует меня. Да жена моя, женушка, Ревнивое сердечко! Жена целует мужа, и этим оканчивается игра. Припев песни о ревнивой жене изменяется в зависимости от местности, например, в Пензенской губернии хороводные, избрав мужа и жену и поставив их в свой круг, так начинают: Растворяйтеся, широкие ворота! Как поеду ль я в Китай-городок, Я куплю жене подарок Дорогой китайки. Ты прими, жена, не ломайся, А после не кайся. Муж кладет ей на шею платок, она сбрасывает и отворачивается от него. Он начинает петь, а хоровод вторит ему: Поглядите-ка, добры люди, Как жена меня не любит, Меня, молодца, ненавидит. Товарищи мужа, остановившись, спрашивают его: Ты скажи-ка нам, Бравой хват Иван: Что поладил ли с женой Ты с своей молодой? Муж отвечает, что он не поладил еще, и поет с хороводом: Посмотрите, добры люди, Как жена меня не любит, Меня, молодца, ненавидит. На мужа сыплются насмешки и укоризны, что он и плох, и худ, что он мал и работать не умеет и что хотя привез жене подарок, однако никуда не годится. Потом начинают снова: Растворяйтеся, широкие ворота! Как поеду ль я в Китай-городок, Привезу жене подарок: Шубку, юбку, телогрейку. Ты прими, жена, не ломайся, А после не кайся. Муж снова кладет подарок на плечо жены, которая снова отворачивается от него. Его спрашивают, поладил ли он с женой? Муж отвечает с хороводом: Посмотрите, добры люди, Как жена меня не любит, Меня, молодца, ненавидит. Над ним издеваются по-прежнему, называют его кочетом (петухом) и намекают ему прибегнуть к строгости. Потом возобновляют песнь прежним порядком. Растворяйтеся, широкие ворота! Как поеду ль я в Китай-городок, Уж куплю я жене подарок, Дорогой подарок — шелковую плетку, Два аршина с половиной. Ну, прими-ка, жена, не ломайся И теперь покайся. Ты, жена, плетку возьми, не гневайся; Душа-радость, не прогневайся. Муж кладет на плечо жены плетку. Жена, видя неминуемую беду, оборачивается к нему, обнимает и целует его. Муж, заломивши шапку набекрень, обращается к хороводным: Посмотрите-ка, добры люди, Как жена меня любит; Меня, молодца, уж не ненавидит. Поглядите-ка, люди добрые, Как жена мужа любит: Вокруг его увивается, В глаза засматривается. Посмотрите-ка, люди добрые, Как жена с мужем ладно живет: Где ни сойдется, все целуется. В знак своей радости муж и жена залихватски отплясывают под какую-нибудь плясовую песню.
 
Хоровод Ревнивая жена
Ревность — бич для семейного счастья. Быть мужу ревнивым — неумно: это значит сомневаться в благородстве чувств своей жены; но быть ревнивой жене еще хуже и непростительнее, потому что этим самым она дает повод мужу к нарушению верности. Напрасно оспаривают некоторые, что ревность происходит от истинной любви. Если бы это была чистая любовь, то никогда бы не ревновали друг к другу. Кто истинно любит, тот верит в постоянство. Недоверчивость рождает ревность, а отсюда идут страдания супругов. «Мой муж,— говорит жена,— не любит меня». Это значит, что она и прежде могла сомневаться в его любви. Мужья ли чаще изменяют женам или жены мужьям? Нет сомнения, что мужья. Но кто же этому виной? Тревожная ревность самих жен. Верьте в любовь и будете счастливы. Иначе непременный разлад. От этого произошла поучительная игра для ревнивых жен. Молодые обоего пола составляют хоровод; выбранные из них муж и жена становятся в кружок и поют вместе, ходят вокруг: Как у нас за двором Росла трава шелковая, Ой люли, шелковая! По той траве шла жена, За нею муж горемычный, Ой люли, шелковая! Ты постой, моя жена, Ты подожди, моя жена, Ой люли, шелковая! Я, сударь, не твоя, Я родимова батюшки, Ой люли, шелковая! Как у нас за двором Росла трава шелковая, Ой люли, шелковая! Шли молодцы, удальцы, Вели коня под ковром, Ой люли, шелковая! Под золотым чепраком, Он копытом землю выбивал, Ой люли, шелковая! В моем муже правды нет, С чужой женой знается, Ой люли, шелковая! Со мной же ссорится, Надо мной издевается, Ой люли, шелковая! Чужой жене башмаки, А мне, младой, фи-фи, Ой люли, шелковая! Чужой жене сережки, А мне одни слезки. Ой люли, шелковая! Я же мужа подарю, Рубашку ему сошью, Ой люли, шелковая! Сошью из полотна, Из дерюжнова конца, Он люли, шелковая! Жена выходит из круга, а муж остается один: он стоит в задумчивости, потом и он выходит и сам не глядит на жену. Этот разлад мужа и жены явно обнаруживает семейные неурядицы. Если хотят продлить игру, то опять ее организуют. В некоторых местах муж ходит в круге с любовницей, а в других — и все трое: жена, муж и его любовница. Этот хоровод похож на хоровод «муж, довольный своей женой», но по действию они различаются: в первом стоит в середине круга один молодецкий сын, а здесь — муж и жена.
Хоровод Ревнивый муж
В кругу ходит старый, сгорбившийся муж: он кашляет и грозит своей молоденькой жене, стоящей в стороне от него. Когда он подходит к ней, тогда она убегает и прячется среди поющих девушек: На горе, горе дубья стоят, Дубья стоят сучковатые. Ой люли, люли, сучковатые! У меня ли, у младой, ревнивый муж, Ревнивый муж, окаянный еретик Ой люли, ой люли, еретик! Посылает меня муж В полночь по воду одну. Ой люди, ой люли, В полночь по воду одну, По холодну ключеву. Жена идет по воду, держа в правой руке дитя, а в левой — ведра, и все это представляет она какими-либо особенными вещами. В левой руке ведро несу, Во правой — свое дитя держу! Ой люли, ой люли. Дитя держу! В ведре вода сколыхалася, А я, млада, развопилася, Ой люли, ой люли, развопилася! Мое дитя раскричалося: Ты спи, усни, мое дитятко, Ой люли, ой люли, мое дитятко! Ты спи, усни, угомон тебя возьми, Ой люли, ой люли, угомон тебя возьми! Угомон возьми, либо бес утащи, А меня, младу, погулять пусти. Молодой жене противно жить со старым мужем, который ни сам не веселится, ни ее не пускает. Поневоле жена захочет гулять, а если разгуляется жена, то уж горбатого исправит могила. Из этого выходит, что старые мужья — причина своим несчастьям, а молодые жены не знают из-за них своего счастья.
 
Хоровод Женин разлад
Жена долго повиновалась умной строгости своего мужа, наконец, когда ей это надоело, уже не хочет слушать его: она идет гулять, забывает своего мужа и не идет к нему. Муж любит жену за одну ее красоту, ласкает и обещает ей во всем дать волю. Торжествующая жена ставит условия, муж соглашается на все, но когда она объявила себя свободной, тогда муж бросил ее. Это показывает слабость мужа, который, будучи сам виновным в легкомыслии жены, находит одно средство в своем горе — расстаться с женой. Муж и жена стоят в середине хоровода; они сначала не смотрят друг на друга, потом сходятся, смотрят и расстаются: жена — с презреньем, а муж — с грустью. Играющие ходят вокруг них и поют: Я малешенек у матушки родился, Я глупешенеку батюшки женился, Привез себе жену молодую, Словно грушу зеленую, Словно яблочко налитое. А жена-то молодчика не возлюбила, Негодяем молодчика называла. Как пошла молодая жена, Как сама гуляла без меня. Ровно девять денечков Ко мне, мужу, не бывала, На десятой денечек Ко мне, мужу, жена приходила, Не дошедши, остановилась, Мне, негодяю, поклонилась. Жена оборачивается к мужу. Жена. Ах ты, муж негодный! Будешь ли кормить хлебом? Муж. Сударыня жена! Буду кормить калачами. Жена. Будешь ли, негодный, Меня поить квасом? Муж. Буду я поить сытой, Сытой медовою. Жена. Будешь ли, негодный, Пускать меня в гости? Муж. Сударыня жена, Ступай вовсе! Муж и жена расходятся, подруги уговаривают жену прийти и поклониться мужу; она сначала не хочет, потом идет и кланяется ему в ноги, но муж гонит ее от себя.
Хоровод Старый и молодой муж
Одного мужчину изображают старым мужем, а другого — молодым. Представляющая же невесту посматривает грустно на старого, ходит печально по комнате и заламывает руки; прочие ПОЮТ: Ай горе! ай горе! Напасть превеликая, Печаль неутолимая! Как же мне, как же мне За старого замуж идти, За старого замуж идти? Берет старого за руку и оборачивается к нему спиной: Вот так, вот этак! За старого замуж идти, За старого замуж идти. Ай горе! ай горе! Напасть превеликая, Печаль неутолимая! Как же мне, как же мне Старому постелю слать, Старому постелю слать? Бросает на пол грязную тряпку: Вот так, вот этак! Старому постелю слать, Старому постелю слать. Ай горе! ай горе! Напасть превеликая, Печаль неутолимая! Как же мне, как же мне Старого на постелю класть, Старого на постелю класть, Толкает старого мужа на тряпку: Вот так, вот этак! Старого на постелю класть, Старого на постелю класть. Ай горе, ай горе! Напасть превеликая, Печаль неутолимая! Как же мне, как же мне Старого обнимать будет, Старого обнимать будет? Обнимает воздух над головой старого: Вот так, вот этак! Обнимать старого будет. Обнимать старого будет? Ай горе! ай горе! Напасть превеликая, Печаль неутолимая! Как же мне, как же мне Старого целовать будет, Старого целовать будет? Она целует старого и потом плюет на землю: Вот так, вот этак! Старого целовать будет, Старого целовать будет. Ай горе! ай горе! Напасть превеликая, Печаль неутолимая! Как же мне, как же мне Старого подымать будет, Старого подымать будет? Подымает старого и толкает его: Вот так, вот этак! Старого подымать будет, Старого подымать будет. Та же девушка, которая горевала, смотрит иначе на молодого и пляшет от радости. Ай радость! ай радость! Веселье великое! Веселье великое! Как же мне, как же мне За молодого замуж идти, За молодого замуж идти? Берет молодого за руку, ведет его за собой и любуется им: Вот так, вот этак! За молодого замуж идти, За молодого замуж идти. Ай радость! ай радость! Веселье великое! Веселье великое! Как же мне, как же мне Молодому постелю слать? Стелет пуховую постель и кладет в головы пуховую подушку. Вот так, вот этак! Молодому постелю слать, Молодому постелю слать, Ай радость! ай радость! Веселье великое! Веселье великое! Как же мне, как же мне Молодого на постелю класть, Молодого на постелю класть? Берет молодого за руки и тихо его опускает на постель: Вот так, вот этак! Молодого на постелю класть, Молодого на постелю класть. Ай радость! ай радость! Веселье великое! Веселье великое! Как же мне, как же мне Молодого обнимать будет, Молодого обнимать будет? Прижимает молодого к своей груди: Вот так, вот этак! . Молодого обнимать будет, Молодого обнимать будет! Ай радость! ай радость! Веселье великое! Веселье великое! Как же мне, как же мне Молодого целовать будет, Молодого целовать будет? Целует его страстно: Вот так, вот этак! . Молодого целовать будет, Молодого целовать будет. Ай радость! ай радость! Веселье великое! Веселье великое! Как же мне, как же мне, Молодого подымать будет, Молодого подымать будет? Берет молодого под руки, подымает осторожно и сажает на приготовленное место. Вот так, вот этак! Молодого подымать будет, Молодого подымать будет. Выход замуж девушки за старого показан еще в следующих двух хороводных песнях: По реке, реке селезень плывет, Девушкам весть несет нерадостную: Скорую грамотку По белому бархату. Быть тебе, девушка, За старым за мужем; Быть тебе, девушка, Старою бабою, безобразою. Знала бы я, девушка, да ведала, Я бы мылами не умывалася, Я бы белилами не белилася И румянами не румянилася, Сурмилами не сурмилася. Еще поют: По морю, по моречку синему, Плавала, плавала лебедушка белая; Плакала, плакала душа красна девушка. Как мне быть, как мне быть, За старого замуж иттить? Как эдак и вот эдак! Как то мне, как то мне Старому постель будет слать? Как эдак и вот эдак! Как то мне, как то мне Старого спать будет класть? Так эдак и вот эдак! Как то мне, как то мне Старого целовать будет? Так эдак и вот эдак! Вам нечего меня учить, Я с старым не хочу жить. С старым жить мне не хочется, К нему мое сердце не ворочается. Я пойду замуж за ровнюшку, За хольную головушку. Сама ровнюшке буду постелю слать. Таки буду, таки буду похаживать, Буду с ровней распевать, Правой ручкой обнимать, Раздушенькой называть. Таки буду, таки буду поживать, Буду ровнюшку целовать, Сокровищем называть, Туго к сердцу прижимать. Не об чем будет плакать, горевать, Таки буду, таки буду поживать. Старый жених не мил, Он противен и постыл. Быть замужем за старым никому не нравится: Жалко девка плакала: За старого замуж иду! Ты, старый, ты, старый муж, Сгубил мою голову, Всю девичью красоту. Ой на горе калина, Под горою малина! Тут идут бояре, Вскричали Ульяну. Вспомянет ли батюшка? Он высоко и далеко! А я вспомяну и прочь пойду, Прочь пойду и не забуду. Среди Москвы повалуша стоит, За повалушею красна девица сидит. Она плачет, как река льется: Потеряла трое золоты ключи, С шелковым поясом, С серебряным мутовизком (шнурком). Кто бы мои ключи нашел, За того б я замуж пошла! Хоть бы за старого, за малого, Хоть бы за ровнюшку за пьяницу. Идет старый из улицы, Он правой рукой помахивает, Золотыми ключьми побрякивает. Красная девица возговорила: Пропадай же мои золоты ключи, С шелковым поясом, С серебряным мутовизком.
Хоровод Вдова
Хочется ли молодушке оставаться вдовушкой? Больно вдовушке жить одной. Невольные воспоминания тревожат ее. Посмотрит ли она на своих гуляющих подруг, у нее забьется сильно сердце: ей нельзя гулять с ними. Что скажут тогда про вдовушку? Приглашают ли ее на посиделки, она не идет: ей не до веселья. В этой игре изображается печальная вдовушка: она стоит на возвышении, около нее поет хоровод. Иные покрывают лицо вдовушки платком, водят ее в кругу и утешают. При слове, выражающем ее тоску, она оборачивается к хороводу и представляет себя плачущей. Первые два стиха поются протяжно, а последние — коротко и скоро: Как у наших у ворот Стоял девок хоровод, Хоровод, хоровод, Ой люли, хоровод! Все девки веселы, Одна лишь Марьюшка, Хоровод, хоровод, Ой люли, Марьюшка! Одна лишь Марьюшка, Безутешна вдовушка, Хоровод, хоровод, Ой люли, вдовушка! Во садику гуляет, Личико утирает, Хоровод, хоровод, Ой люли, хоровод! Личико утирает, Словечушко говорит! Хоровод, хоровод, Словечушко говорит! Вдова начинает говорить, а после нее хоровод повторяет последние два стиха. Мне счастья не видать, С молодцами не гулять. Повторение хоровода. Хоровод, хоровод, Ой люли, не гулять! Меня вы не держите, Отсюда отпустите. Повторение хоровода. Хоровод, хоровод, Ой люли, отпустите! Хоровод расплетается, и вдовушка выходит из круга. Место вдовы занимает по условию другая какая-либо девушка. В этой игре не участвуют мужчины. Хоровод «вдова» очень искусно приноровлен поселянами к их быту, и эта же песня поется еще иначе: Как у наших у ворот, Люди, право, у ворот! Стоял девок хоровод, Люли, право, хоровод! У точеных у дверей, Люли, право, у дверей! Все девки веселы, веселы, Люли, право, веселы! Одна девка лучше всех! Люди, право, лучше всех! Авдотьюшка вдовина, Люди, право, вдовина! По бережку гуляет, Люли, право, гуляет! Рукавчиком махает! Люли, право, махает! Сердечушком воздыхает, Люли, право, воздыхает! Словечушко говорит, Люли, право, говорит! Ах! свет моя сторона, Люли, право, сторона! Покровская слобода, Люли, право, слобода! Уж мне в тебе не бывать, Люли, право, не бывать! Пивца, винца не пивать, Люли, право, не пивать! Сладких яблок не едать, Люли, право, не едать! С молодцами не гулять, Люли, право, не гулять! Вместо окончательных стихов «люли, право, у ворот; люли, право, хоровод» и т. д., другие поют: «Люли, браво, у ворот, люли, браво, хоровод» и т. д. Нет сомнения, что слово «право»переиначено песельниками в «браво», тем более, что эта песня довольно старинная, пелась прежде иначе, и без «браво», которое вошло у нас в обиход едва ли ранее конца XVIII века. Вот как она пелась в старину: У наших-то у ворот, да у ворот, У точеных у дверей, да у дверей, Стоял девок хоровод, да хоровод. А все девки веселы, да веселы, Одна девка лучше всех, да лучше всех, Авдотьюшка вдовина, да вдовина. По бережку гуляла, да гуляла, Рукавчиком махала, да махала, Сердечушком вздыхала, да вздыхала, Словечушко сказала, да сказала: Ах ты свет, моя сторона, да сторона! Покровская слобода, да слобода, Уж мне в тебе не бывать, да не бывать, Пивца, винца не пивать, да не пивать; Сладких яблок не едать, да не едать, С молодцами не гулять, да не гулять.
Хоровод Гуляй, гуляй
Эта забава сопровождается не одним только пением, но и пляской. Когда наши добрые мужички развеселятся и язычок у них развяжется, тогда начинают они игру «гуляй, гуляй». Женушки себе тоже, только с молодцами. Мужичок и пляшет, и поет, и скачет, и гуляет; мужичок и учит свою жену: он берет плетку и напоминает ей о разгулье. Это характерная игра, которая живо рисует разгульную жизнь наших мужичков. Хоровод составляется из девушек, молодушек и молодцов. Взявшись за руки, ходят кругом, пляшут и поют: Как у нас во пиру Как у нас во беседе; Ай люли, люли, во беседе! Всем молодушкам весело, Всем Ивановнам весело; Ай люли, люли, весело! Одной молодушке грустно, Одной молодушке скучно; Ай люли, люли, скучно! Уж у ней ли старой муж, Уж у ней ли старой гриб, Ай люли, люли, старой гриб! Молодушке погулять, Молодушке побывать, Ай люли, люли, побывать! С ребятами поиграть, С неженатыми потолковать, Ай люли, люли, потолковать! Запрещает, не велит, Грозит бедную побить, Ай люли, люли, побить! Слезы катятся, играть хочется, А стару мужу не покорюсь, Ай люли, люли, не покорюсь! Отпусти, сударь-батюшка, На улицу погулять, Ай люли, люли, погулять! Я пошла млада, разгулялась, Во зеленом саду разыгралась, Ай люли, люли, разыгралась! Все с ребятами с неженатыми. Что заря пришла, я домой пошла! Ай люли, люли, пошла! Родной батюшка у ворот стоит: Ты поди, поди, моя бедная; Ай люли, люли, бедная! Твой высок терем растворен стоит, Твой ревнивый муж за столом сидит. Ай люли, люли, сидит! Шелкова плетка на столе лежит, Толстая дубинка перед ним, Ай люли, люли, перед ним! Я взошла во высок терем, Мой высок терем затворяется, Ай люли, люли, затворяется! Мой ревнивый муж подымается, Щелкову плеть со стола берет, Ай люли, люли, берет! Плетка свистнула, руда брызнула; Уж ты где была, жена-срамница? Ай люли, люли, срамница! Я была, молода, во зеленом саду, Все с ребятами с неженатыми, Ай люли, люли, с неженатыми! После пения подходит подгулявший мужичок и ищет свою женушку. В кругу прячут ее, он успевает заметить ее и уводит с собой, приговаривая: «Вотяте! Все с ребятами с неженатыми». Она просится погулять, муж сердится и грозит ей. Затем снова возобновляют игру по желанию.
Хоровод Разгульная жена
Кто не знает, какое горе для мужа, когда разгуляется его жена? Увлекаясь веселой жизнью, она нарушает иногда супружескую верность, которая в кругу наших поселян до сих пор священна. Да пребудет навсегда ненарушимо и свято супружество! Несчастье мужей изобрело игру «разгульная жена», или, как иные называют, «гулливая». Мужчины, девушки и женщины становятся в кружок и поют часто укоризненные слова о жене, прямо не в бровь, а в глаз. Порок открывается, несмотря на скрытность женщины: изворотливость ее не смягчает справедливо разгневанного мужа. Одна из женщин разыгрывает разгульную жену, которую помещают в кружке. Женщина сначала издевается над разгульной, потом начинают петь все хором: Вдоль по улице широкой, По большой, по широкой! Ой люли, по широкой! Шли красны девушки, Шли все молодушки, Ой люли, молодушки! Тут разгульная поет с девушками: Девушки, подождите, Меня с собой возьмите, Ой люди, возьмите! Пойду, погуляю, Я мужа не спрошаю. Ой люди, не спрошаю! Мой муженек-старичишка Не пускает на игрища, Ой люли, на игрища! Я иду сама гулять, С молодцами поиграть, Ой люли, поиграть! Старик мой, старичишка, Отпусти погулять, Ой люли, погулять! Хор мужчин отвечает: Я тебя отпущу, Но домой не пущу, Ой люли, не путцу! Весь хор: С ребятами гулять, Ой честь потерять, Ой люли, потерять! Рассерженный муж уводит свою жену. Толпа старушек корит ее; молодые, только женившиеся, слушают с трепетом, чтобы нарекание не пало и на их жен. Часто мужья-старики досадуют на эту забаву, но слова из песни не выкинешь, говорят им насмешницы, и игру начинают вновь. Некоторые замечают, что эта игра — любимый хоровод заокских жителей; но я видел ее и в южных местах России, только с большими изменениями, и часто приплетают к этой игре свои припевы, нарочно выдуманные для этого.
Хоровод Молодецкий сын
Под этим названием иные понимают скупого, который, заехав в чужую сторонушку, не сорит деньгами. Парень долго ходил по свету, искал себе жену и наконец нашел веселую, как он сам; беспечную и игривую; как его удальство. Девушки и молодые парни, составив хоровод, ставят в середине молодецкого сына и прохаживаются вокруг него, распевают про житье-бытье молодецкого сына: На горе калинушка стояла, Разными цветами расцветала. На той ли на калине сидит соловейка, Весел песни распевает, Холостому молодцу весть подает: Пора тебе, молодец, жениться, Тебе, красной девушке, постричься. Пойду ли я на матушку на Волгу, К наибольшему там атаману: Чем меня государь-батюшка подарует? Подарил меня государь-батюшка женою, Глупою женою, неразумною: Я за гудок, а она за прялку, Я в гудок играти, а она мотати. Незачем в люди на кручину, Дома кручинушки довольно. Подарил меня государь-батюшка женою, Умною женою и разумною: Я за гудок, а она за песни, Я в гудок, а она плясати. Незачем в люди по веселье, Дома весельица довольно. Говорят, что прежде выставляли молодецкого сына перед всеми: тут девушки бранили его, и если он не исправлялся, то наказывали. Приятно, очень приятно слышать, что существовал подобный обычай на Руси. В нем заключается хороший урок и для нынешних щеголей, называющихся львами и а-ля мужик.
Хоровод Дон Иванович
Из песни «Дон Иванович» сделали хороводную забаву. Что значит песня «Дон Иванович»? Нужно ли понимать за этим название реки или похождение обитателя реки Дона? Языческие славяне боготворили реки Дунай, Буг, Волхов и др., но про Дон ничего нам неизвестно. В народных напевах река Волга и поныне именуется матушкой рекой. Благодаря своему большому протяжению, историческим событиям и ватагам разбойников Волга запечатлелась в памяти народа. Кроме этого, будучи лучшей судоходной и рыболовной рекой, она приобрела от тамошних обитателей справедливое название кормилицы. Но почему же поют «Дон Иванович»? Потому, что это похождение удальцов с берегов Дона, и можно сказать наверно, что они, посещая по торговым делам великороссийские земли, прославились между русскими удальством, изворотливостью, наездничеством и любовью к музыке. Как заезжие гости, они принимались с почестью, особенно в семейных домах. Там ими дорожили, и там готовили для них своих невест. Сама песня говорит нам про это, как бы ни пели ее превратно. Есть песни, в которых Дон превращен в Дунай, но эта перемена произошла оттого, что Дон принимали за Дунай. Обитатели берегов Дона в известности, а теперь еще более, когда они сделались образованнее и богаче. «Дон Иванович» не песня, но целая дума. А почему обратили ее в хоровод? Неизвестно, но известно то, что ее издавна поют и играют. Девушки собираются вечером поиграть на лугу: там они поют сначала разные хороводные песни, потом, когда присоединятся к ним молодцы, запевают «Дон Иванович». Взявшись за руки, становятся в кружок; в середине стоит Дон Иванович, с шапкой на голове и балалайкой в руке. От его искусства игра принимает разные веселые изменения: он старается олицетворить самую песнь, а потому поступает в соответствии с напевом. Как пошел наш молодец Вдоль улицы на конец. Ах, Дон, ты наш Дон, Сын Иванович Дон! Ах, как звали молодца, Позывали удальца, Ах, Дон, ты наш Дон, Сын Иванович Дон! Как во пир пировать, Во беседушку сидеть, На игрище поиграть. Ах, Дон, ты наш Дон, Сын Иванович Дон! Уж как мне ли, молодцу, Мало можется, Мало можется, Играть хочется. Иль я выйду, молодец, На свой новый на крылец, Закричу ли я, молодец, Громким голосом своим: Ах! как есть ли у меня, Слуги верные мои? Вы берите ключи, Отмыкайте сундуки. Вынимайте кафтан, Рудо-желт камчат; Вынимайте шапку, Черную мурманку; Вы подайте гусли Звончаты мои. Ах, Дон, ты наш Дон, Сын Иванович Дон! Как пошел наш молодец Ко вдовушке на конец, Ах, Дон, ты наш Дон, Сын Иванович Дон! Как садился молодец, Как садился удалец Против вдовушки на скамье! Дон Иванович садится с балалайкой на земле и играет, к нему подходит вдовушка; он ей кланяется, и в это время падает с него шапка; вдовушка не подымает. Хоровод продолжает: Заиграл он в гусли, Заиграл в звончатые свои. Ах, Дон, ты наш Дон, Сын Иванович Дон! Молодец вдове челом, Уронил шляпу долой, Ах, Дон, ты наш Дон, Сын Иванович Дон! Дон Иванович поет с хороводом: Уж ты, вдовушка моя, Молодая вдова, Подыми шапку-мурманку. Один хоровод: Ах, Дон, ты наш Дон, Сын Иванович Дон! Вдовушка поет с хороводом перед Доном Ивановичем" Не твоя, сударь, слуга, Я не слушаю тебя. Один хоровод: Ах, Дон, ты наш Дон, Сын Иванович Дон! Вдовушка не подымает его шляпы, уходит от него; он сам подымает и надевает. Хоровод: Как пошел наш молодец Вдоль улицы на конец, Ах, Дон, ты наш Дон, Сын Иванович Дон! Ах, как звали молодца, Позывали удальца, Ах, Дон, ты наш Дон, Сын Иванович Дон! Как во пире пировать, Во беседушку сидеть, На игрище поиграть. Ах, Дон, ты наш Дон, Сын Иванович Дон! Как пошел наш молодец К девушке наконец, Ах, Дон, ты наш Дон, Сын Иванович Дон! Как садился молодец, Как садился удалец Против девушки на скамейке. Ах, Дон, ты наш Дон, Сын Иванович Дон! Из хоровода выходит девушка, он ей кланяется, с него падает шапка; хоровод поет: Заиграл он в гусли, Заиграл во звончатые свои. Ах, Дон, ты наш Дон, Сын Иванович Дон! Молодец девице челом, Уронил шапку долой. Ах, Дон, ты наш Дон, Сын Иванович Дон! Дон Иванович с хороводом: Уж ты, девушка моя, Ты красная моя, Подыми шапку-мурманку. Один хоровод: Ах, Дон, ты наш Дон, Сын Иванович Дон! Девушка с хороводом: Я твоя сударь, слуга, Я послушаюсь тебя. Дон Иванович берет с ее рук шапку и целует девушку. Хор поет: Ах, Дон, ты наш Дон, Сын Иванович Дон! Не олицетворение ли это жениха без роду, без племени, ищущего себе невесту? В этом хороводе часто стоят вместе невеста и жених. И как тогда приятно сердцу невесты, когда она слышит похвалы своему суженому. Часто заводят эту игру, чтобы порезвиться на просторе. Вот вам целая любовная дума о Доне Ивановиче, которую часто пели под названием «Вздунай». И каких названий не давали ей! «Воздунай», «Раздунай», «Гор-Дунай», «Дуни, нам, най». Еще поют и разыгрывают иначе: в середине круга ходит в одну сторону парень и машет на девушек платком, которые в это время ходят в противоположную ему сторону. Девки звали молодца, Позывали удальца Во пир пировати, Во беседушку сидеть. Посадили молодца, Посадили удальца. Ой, Дон, мой Дон, Сын Иванович Дон! Против вдовушки на скамье, На хорошей на скамье, Ой, Дон, мой Дон, Сын Иванович Дон! С молодца шляпа долой, С удальца черная долой. Уж ты, вдовушка, подай, Раскрасавица подай! Не раба, сударь, твоя, Не работаю на тебя. Ой, Дон, мой Дон, Сын Иванович Дон! Не честь молодцу, Не хвала удальцу! Ой, Дон, мой Дон, Сын Иванович Дон! Девки звали молодца, Позывали удальца Во пир пировати, Во беседушку сидеть. Посадили молодца, Посадили удальца. Ой, Дон, мой Дон, Сын Иванович Дон! Против девицы на скамье, Против хорошей на скамье. С молодца шляпа долой, С удальца черная долой, Ой, Дон, мой Дон, Сын Иванович Дон! Уж ты, девица, подай, Расхорошая, подай. Я раба, сударь, твоя, И работаю на тебя. Ой, Дон, мой Дон, Сын Иванович Дон! Спасибо тебе, душа, Девушка хорошая. Ой, Дон, мой Дон, Сын Иванович Дон! Вот еще вариант «Дона Ивановича»: Ой, Дон ли, мой Дон, Сын Иванович Дон! Как из улицы в конец Идет доброй молодец; Он платком махает, Важно разговаривает: Меня звали, молодца, Позывали удальца Во пир пировать, В беседушку сидеть. Посадили молодца Против вдовоньки на скамье. Молодец вдове челом, С молодца шляпа долой. Шляпу, вдовинька, подай! Разгорюшенька, подай! Не слуга, сударь, тебе, Не послушаю тебя; Не послушаю тебя, Черну шляпу не подам. Не радошен молодец, Он головушку повесил, Сам заплакал и пошел. Как из улицы в конец Идет доброй молодец. Слезно плачет и рыдает, Платком слезы утирает. Меня звали, молодца, Позывали удальца Во пир пировать, Во беседушку сидеть. Посадили молодца Против девушки на скамье. Молодец девке челом, С молодца шляпа долой. Уж ты, девица, подай! Раскрасавица, подай! Я слуга, сударь, твоя, Я послушаюсь тебя, Черну шляпоньку подам. -Доброй молодец Радошен и весел; Сам защелкал да пошел, Веселую песенку запел: Про Дуняшу, про Ульяшу, Про сударушку свою. Про сударушку свою.
Хоровод Бурлаки
Это насмешка над бездомными людьми. Их представляют в виде бурлаков. Бурлак — собственно малороссийское слово и означает бродящего человека, который порядочно зарабатывает и богатеет. В Великороссии называли бурлаками судовщиков, которые отправляются в конце зимы в понизовые города. Жизнь их из-за большой бедности очень грубая. Котомка, деревянная ложка, палка, лапти и верхняя изорванная одежда — вот все, что они имели и имеют при себе. В прежние годы, во время их переходов через города и селения, они создавали много неудобств жителям: располагались станом на площадях, особенно около рынка, и устраивали ссоры с торговками. По этой причине о них создано много песен. Один из ловких молодцев изображает бурлака, который сманивает неопытную девушку, называемую девка-незнавка. Перед нашими вороты, Перед нашими вороты. Люли, люли, бурлаки! Перед нашими вороты Разыгралися ребята. Люли, люли, бурлаки! Все ребята молодые, Молодые, холостые. Люли, люли, бурлаки! Они шуточку шутили, Во новы сени вскочили, Люли, люли, бурлаки! Во новы сени вскочили, Новы сени подломили, Люли, люли, бурлаки! Новы сени подломили, Красну девку подманили, Люли, люли, бурлаки! Красну девку подманили, В новы сани садили. Люли, люли, бурлаки! Ты садися, девка, в сани, Ты поедешь, девка, с нами. Люли, люли, бурлаки! С нами, с нами, молодцами, С понизовыми бурлаками. Люли, люли, бурлаки! У нас жить будет добренько, У нас горы золотые. Люли, люли, бурлаки! У нас горы золотые, В горах камни дорогие. Люли, люли, бурлаки! На обман девка сдалася, На бурлацкие пожитки. Люли, люли, бурлаки! А бурлацкие пожитки, Что добры да невелики. Люли, люли, бурлаки! Что добры, да невелики, Одна лямка да котомка, Еще третья — то оборти. Люли, люли, бурлаки!
Категория: Русский хоровод | Добавил: sasha-dance (21.10.2012)
Просмотров: 2725 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  •  
  • Программы для всех
  • Лучшие сайты Рунета