Суббота, 15.03.2025, 17:30 Приветствую Вас Гость | RSS
Композиция
и
постановка танца
Меню сайта
Статьи по разделам
Балетмейстеры [184]
Биография, основные этапы творчества и произведения


Ж.Ж.Новерр"Письма о танце" [18]
Полная версия книги Новерра представленная отдельно каждым письмом


И.Сироткина "Культура танца и психология движения" [2]
Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ТАНЦА [0]
Методические указания к спецкурсу «Основы танцевально-экспрессивного тренинга»


Режиссура танца [62]
Теоретические и научные статьи и методики.


Драматургия танца [37]
Теоретические и методические материалы и статьи по данной теме.


Туано Арбо [3]
ОПИСАНИЕ ОРКЕЗОГРАФИИ


Научные статьи [131]
Всевозможные и собственные статьи, а также курсовые и дипломные работы студентов, надиктовыные им в качестве научного руководителя.


Танцевальный симфонизм [18]
Все материалы посвящённые танцевальному симфонизму.


Реформаторы Балета [36]
Имена и их биографии


История балета [108]
Интересные статьи по истории балеты.


В. А. Теляковский - "Воспоминания" [14]
Теляковский. Воспоминания.


Тамара Карсавина "Воспоминания" [17]
Т.КАРСАВИНА "ВОСПОМИНАНИЯ"


Леонид Якобсон [15]
Всё о Якобсоне


Польcкие танцы [13]
Описание и видео-фрагменты Польских танцев


Венгерский танец [12]
Венгерские танцы -описание и видеофрагменты


Ирландский танец [7]
Ирландский танец видео и описание


Армянский танец [6]
Армянский танец описание и видео


Танцы народов прибалтики [9]
Прибалтийские народные танцы


Видео [53]

Музыка [14]
Музыкальные материалы для этюдов и танцев


Исполнители [147]
Раздел посвящён легендарным исполнителем танцевального искусства


Интевью с Баланчиным [10]
Великолепная статья Соломона Волкова в виде интервью с Джоржем Баланчины о Петербурге, о Стравинском и Чайковском


Композиторы [68]
Биографии и интерересные статьи о композиторах


Классический танец [8]
Материалы по классическому танцу: методика и интересные статьи


Либретто балетных спектаклей [101]
В данной категории содержаться основные либретто балетных спектаклей различных времён и различных балетмейстеров


Ранние формы танца [11]
История зарождения первых танцевальных форм


Jazz & Modern Dance [15]
Техника современных танцевальных течений


Танцы Народов Мира [12]
Все народности и этносы


Русский танец [24]
Всё по русскому танцу


Испанский танец [17]
Всё о танцах Испании


Музыкальная драматургия. [33]
Методические и теоретические материалы по музыке и музыкальной драматургии.


Еврейские танцы [9]
материалы по истории и еврейских танцев


Художники [18]
Биография и творчество художников


Выдающиеся педагоги [57]
Биография известных педагогов танца


Фёдор Лопухов [13]
Фёдор Лопухов


Азербаджанский танец [3]
Всё об Азербаджанском танце


Борис Эйфман [10]
Всё о творчестве Эйфмана


Институт Культуры и Искусств [7]
правила приёма


Историко-бытовой танец [3]
ВСЁ О ИСТОРИКО-БЫТОВЫХ ТАНЦАХ


Чукотский танцевальный фольклор [4]
Чукотский танцевальный фольклор


Русский хоровод [12]
Всё о русском хороводе


Каталог статей


Главная » Статьи » Русский хоровод » Русский хоровод

часть6.Летние хороводы (продолжение)
часть6.
Летние хороводы
 (продолжение)
 
Заинька, Гуси, Синичка, Воробушек, Воробушки Воложанин, Ящер, Селезень, Пиво варить, Мак растить, Просо сеять, Бранье льна Плетень, Галка, Щитка, Горошек,Барское угощение, Вьюн и круг
Хоровод Заинька
Многие наши хороводные песни изображают семейный быт в разных его отношениях, но песня «Заинька» менее всех говорит о нем. Некоторые из русских писателей замечают, что эта игра выражает сельское сватовство; что игроки избирают среди себя резвых и отважных парней, которые носят названия заиньки, тестя, тещи, шурина и свояченицы; что эта игра распространена в одном Московском уезде, по Троицкой дороге. Я видел эту забаву во многих местах России, особенно в Малороссии, где ее очень любят дети и девушки, которые просто забавляются в заинька, как им вздумается, и поют: Заинька, заинька, Серинькой заинька, Серинькой заинька.
Представляющий заиньку бегает по кругу и хочет выбежать из него; ему кричат: Заинька, заинька Серинькой, попляши! На лапочки присядь, Бочком, кружком приляг. Заинька вертится, ищет места, хочет выскочить; хоровод не выпускает: Серинькой заинька, Не скачи, не вертись; Приляж, повернись, Бочком, кружком покатись. Заинька выскакивает, и хоровод расстраивается.
Судя по другой хороводной песне, эта игра выражает сватовство. Заинька белинькой! Хожу я по хороводу, Гляжу я, смотрю я По всему народу, Ищу богатого тестя. Нашел я, нашел я Богатого тестя. Будь ты мне тестик, А я тебе зятик. Заинька беленькой! Хожу я по хороводу, Гляжу я, смотрю я По всему народу. Ищу я ласкову тещу. Нашел я, нашел я Ласкову тещу. Будь ты мне теща, А я тебе зятик. Заинька белинькой! Хожу я по хороводу, Гляжу я, смотрю я По всему народу. Ищу я богатого шурина. Будь ты мне шурин, А я тебе зятик. Заинька белинькой! Хожу я по хороводу, Гляжу я, смотрю я По всему народу. Ищу я ласкову своячину. Нашел я, нашел я Ласкову своячину. Будь ты мне своячина, А я тебе зятик. Заинька белинькой! Хожу я по хороводу, Гляжу я, смотрю я По всему народу. Ищу я себе ладу милую. Нашел я, нашел я Себе ладу милую. Будь ты мне, лада, невестой, А я тебе женихом. Я, выпивши пива, Ударю тестя в рыло; Я, приевши пироги, Пущу тещу-матушку в толчки. Оседлай, шурин, коня, Поезжай, шурин, со двора. Ласковой своячине Подарю подарочек, Щелкову плетку. Весел я, весел, Что один остался. С своей ладой милой, С своей ладой милой Три раза поцелуюсь. Действительно ли игра заинька могла изображать семейный быт? Заяц, по своей трусливой природе, может служить только для забавы резвой, беспечной и неопытной юности, которая не размышляет о том, что ожидает ее впереди. Играют в заиньку еще иначе. Мужчины и девушки, взявшись за руки, составляют довольно обширный круг; в середине его помещается заяц, избираемый из мальчиков. Хоровод двигается то в правую, то в левую стороны, оставаясь на равном расстоянии от зайца, и поет: Заинька, ускоки, серинькой, ускоки, Кружком, бочком повернись, Кружком, бочком повернись. Заяц поднимается на лапочки и хочет выскочить из круга, но его не выпускают. Тогда он, упираясь руками о землю, кружится во все стороны. Заинька, ускоки, серинькой, ускоки, И под бочки подопрись, И под бочки подопрись. Заяц подпирается в бочки фертиком и забрасывает ногу: сначала одну, потом другую. Заинька в ладоши, серинькой в ладоши, Кружком, бочком повернись, Кружком, бочком повернись.
Заяц, став на корточки, бьет в ладоши; потом мечется во все стороны. Здесь города все немецкие, Здесь города все немецкие, Закрепочки все железные, Закрепочки все железные. Есть зайцу куда выскочить, Есть зайцу куда выскочить. Серому куда выскочить, Серому куда выскочить. Заяц начинает куакать, как дитя; взвизгивать, подражая зайцу, пойманному в сети; брыкать ногами и старается вырваться из круга. Мужчины отталкивают его и кричат: «Ату-уу!-у-лю».
Девушки машут на него платками. Наконец заяц, заметив слабое место, вырывается из круга, и этим оканчивается игра.
Хоровод Гуси
Чертят небольшой круг, и в средине его садится волк, которому завязывают глаза; потом молодые люди, составляющие хоровод, берутся за руки и становятся вокруг волка на довольно значительное расстояние от начерченного круга; между хороводом и кругом помещаются дети: они играют гусят.
Хоровод: А гуси, вы гуси!
Гусенята: Га-га-га, га-га-га.
Хоровод: Вы, серые гуси!
Гусенята: Га-га-га, га-га-га.
Хоровод: А где гуси были?
Гусенята: Га-га-га, га-га-га.
Хоровод: Кого гуси видели?
Гусенята: Га-га-га, га-га-га.
В то время, когда гуси кричат, волк бросается на них, чтобы схватить кого-нибудь, и если поймает, то отводит на середину и сажает на определенное им место. Посаженный не смеет встать до окончания песни. Если же волк не поймает, то возвращается на свое место и ждет нового крика гусей.
Гусенята: Мы видели волка, Унес волк гусенка; Что самого лучшего, Что самого большого.
 Хоровод: А гуси, вы гуси! Гусенята: Га-га-га, га-га-га.
Хоровод: Щиплите-ка волка. Пойманные и непойманные гуси бросаются на волка, а он, сорвав с глаз своих повязку, кружится и старается ускользнуть из хоровода, что не так легко сделать, потому что хоровод не выпуекает волка. Если ускользнет волк, то его больше не трогают, и игра оканчивается.
Хоровод Синичка
Вот вам олицетворенное сватовство. Снегирь — жених, который после долгих неудач решается жениться, а между тем знакомые спрашивают его: «Почему он не женится?» Он отвечает, что ему некого взять за себя. Обычно такой ответ у женихов с неудачами. Наконец синичка, сестра снегиря, созывает к себе гостей и тут улаживает выбор.
Так делается в семейной жизни, в которой женщины довершают свадьбу. Во время хоровода снегирь — жених ходит в кругу, обращаясь лицом к поющим, и высматривает невесту.
Хор поет: За морем синичка непышно жила, Непышно жила, пиво варила, Солоду купила, хмелю взаймы взяла. Черной дрозд пивоваром был, Сизой орел винокуром слыл. Дай же нам, Боже, пиво-то сварить, Пиво-то сварить и вина накурить. Созовем к себе гостей, мелких пташек Совушка, вдовушка, незваная пришла, Снегирюшка по сенюшкам похаживает, Совушка головку поглаживает.
 Стали все птички меж собой говорить: Что же ты, снегирюшка, не женишься? Рад бы я жениться, да некого взять: Взял бы я чечетку, то матка моя, Взял бы я синичку — сестричка моя, Взял бы я сороку — щекотливая. Есть за морем перепелочка, То мне не матушка, не тетушка, Ту я люблю, за себя возьму. Здравствуй, хозяин с хозяйкою, С малыми детками на многие лета!
Хоровод Воробушек
Это насмешка над разными недостатками девушек и молодых парней. Эта игра стала хороводом в виде поучения, и часто случается, что намеки вызывают явное неудовольствие или среди играющих, или среди тех, кто смотрит на эту забаву. В старину не знали театральных представлений, но зато многие песни служили нашим предкам для показа слабостей обоего пола. Бывают случаи, когда пороки не всегда могут быть осмеяны явно. Древние народы рассказывали о них под видом басен, потом вывели их на сцену в измененном виде и наконец олицетворили их в театрах. Наши зрелища, появившиеся в середине XVII века в царствование Алексея Михайловича в результате распоряжения достойного его любимца боярина Артамона Сергеевича Матвеева, не могли занять простой народ, который и по сей день забавляется хороводными играми от души и сердца. Пора бы нам заняться своим народным, вводить свое, потому что многое чужестранное не по нас и не по нашему духу.
Справедливо сказал в свое время об иностранцах боярин Афанасий Лаврентьевич Ордын-Нащокин: «Их платья не по нас, а наши — не по них». Как бы ни было, игра «Воробушек» — любимая игра сельских жителей, и она действительно веселит всех их. Делается круг из девушек и молодцев, в середине их стоит воробушек, один из играющих; он изображает при пении песни разными своими телодвижениями и коверканиями походку гордых, уродливых, насмешливых и ненавистных людей. Искусство воробушка состоит в том, чтобы уметь все выставить ловко и естественно. Скажи, скажи, воробушек, Как дети ходят? Он изображает их походку, а хоровод поет: Они этак, и вот этак: Туды глядь, сюды глядь, Где орешки лежат. Скажи, скажи, воробушек, Как девицы ходят? Воробушек воспроизводит их походку, а хоровод поет: Они этак, и вот этак Туды глядь, сюды глядь, Где молодцы сидят. Скажи, скажи, воробушек, Как молодцы ходят? Воробушек представляет их. Они так, и вот этак: Туды глядь, сюды глядь, Где голубушки сидят. Скажи, скажи, воробушек, Как старушки ходят? Он показывает им: Они этак, и вот этак: Туды глядь, сюды глядь, Где молодые сидят. Скажи, скажи, воробушек, Как купцы ходят? Отвечает походкой: Они этак, и вот этак Туды глядь, сюды глядь, Где товары лежат. Скажи, скажи, воробушек, Как скупые ходят? Они этак, и вот этак Туды глядь, сюды глядь, Где сундуки стоят. Скажи, скажи, воробушек, Как наши вороги ходят? Они этак, и вот этак: Туды глядь, сюды глядь, Как честные говорят. Скажи, скажи, воробушек, Как злые люди ходят? Показывает им. Они этак, и вот этак Туды глядь, сюды глядь, Где добрые сидят. Вопросы продолжаются иногда долго, в зависимости от находчивости и ловкости спрашивающих. Оканчивают обыкновенно: Скажи, скажи, воробушек, Как скачет чив, чив воробей? Вот этак, и вот этак Туды глядь, сюды глядь, И порх через забор. Воробушек старается вылететь из круга, и тот, кто мог удержать его и не удержал, заступает на его место; в противном случае воробушек снова начинает свою игру. Есть другая игра «воробушек». Она разыгрывается для того, чтобы посмеяться над предающимися пьянству. Некоторые думают, что ее только разыгрывают на Успение и когда гости бывают навеселе. Может быть, так было прежде, но с того времени, как эта игра сделалась хороводной, она превратилась в одну забаву: разыгрывают ее, когда вздумают, и поют, что им по сердцу. Сама песня выскажет нам это лучше. У воробушки головушка болела, Ох, как болела? Так болела, вот так болела, этак болела. У воробушки сердечушко щемило, Ох, как щемило? Так щемило, вот так щемило, этак щемило. У воробушки спинушка болела, Ох, как болела? Так болела, вот так болела, этак болела. У воробушки рученьки болели, Ох, как болели? Так болели, вот так болели, этак болели. У воробушки ноженьки болели, Ох, как болели? Так болели, вот так болели, этак болели. Уж стал воробей приседати, Ох, как воробей приседати? Так приседати, вот так приседати, этак приседати. Захотел воробей перемены, Ох, как перемены? Так перемены, вот так перемены, этак перемены.
Еще поют: У воробушки головушка болела, Так болела, так болела. У воробушки сердечушко щемило. Так щемило, так щемило, так щемило.
У воробушки спинушка болела, Так болела, так болела, так болела. У воробушки рученька болела, Так болела, так болела, так болела. У воробушки ноженька болела, Так болела, так болела, так болела. Уж как стал воробей приседати, Так приседати, так приседати, так приседати. Захотел воробей перемены.
В Смоленской губернии разыгрывают иначе воробушка. Молодые люди, взявшись за руки, составляют кружок; в середине его ходит воробушек: А у воробушки головушка Болит, болит, болит; А у воробушки сердечушко Щемит, щемит, щемит. Не пора ль тебе, воробушка, Садиться на лужок? На лужочек, на пружочек, На желтенькой на песочек? При этих словах воробушек садится или становится на колени.
Хор поет: Не пора ль тебе, воробушка, Встать, полетать? Встать, встать, полетать? Кого любишь, целовать.
Воробушек встает, машет руками и бежит по хороводу, наконец останавливается перед той, которую хочет целовать, и целует.
Поцелованная им выходит на середину хоровода, и игра повторяется.
Хоровод Воробушки
Девушки и парни, взявшись за руки, скачут и пляшут, сообразуясь с действиями воробушков. Весь хоровод поет громко, весело и со всеми изменениями разнообразных забав. Воробьи скачут, воробьи пляшут, Попелещут, пипилищут, Собирают свою братью. Ах, братцы, всех моих! Воробьи скачут, воробьи пляшут, Попелещут, пипилищут, Собирают свою братью, Ах, братцы, всех до малого! Воробьи скачут, воробьи пляшут, Попелещут, пипилищут, Собирают свою братью. Ах, братцы, всех до старого! Воробьи скачут, воробьи пляшут, Попелещут, пипилищут, Собирают свою братью, Да всех во единой круг. Воробьи скачут, воробьи пляшут, Попелещут, пипилищут. Собиралися на зеленой луг, Ах, на рябинушку. Воробьи скачут, воробьи пляшут, Попелещут, пипилищут.
Тут хороводный круг разрывается, девушки оставляют парней и потом составляют свой круг: Зароняют свою братью, Ах, братцы, всех до малого! Воробьи скачут, воробьи пляшут, Попелещут, пипилищут, Разгоняют свою братью, И всех до старого! Парни разогнаны от малого до большого, одни девушки скачут в хороводе. Красны девушки, все голубушки, Собиралися, соходилися, Ах, на зеленой луг! Разогнанные парни пристают к девушкам и составляют общий с ними крут. Добрые молодцы, разудалые! Собиралися, соходилися К красным девушкам, Ах, во широкой круг! .
Все резвилися, веселилися, С молодчиками, С удалыми совыкалися. Один парень, разыгрывая сизого воробушка, входит в круг, и когда запоют «разгонял, рассыпал» и т. д., тогда он разбивает пару, выгоняет из круга девушку, а за ней — ее парня. Сиз воробушек, сиз молоденькой, Доброй молодец, разудаленькой. Разгонял, рассылал красных девушек, Он с первой, он до последнего!
Последние четыре строчки поют хороводные до тех пор, пока он не разгонит всех и сам не улетит потом.
Люди все бы пировали и веселились, если бы нужда не разгоняла их, а эта нужда — их мотовство и разорение от пиров. Веселящиеся пепелешут, как воробьи, пока есть корм; не станет его, чирикают, разлетаются во все стороны и не узнают тех, у кого веселились; даже забывают их, оправдывая общенародную поговорку: все приятели и друзья до черного лишь дня.
Хоровод Воложанин
В эту игру хоровод играют преимущественно в уездах Смоленской губернии: Юхновском, Гжатском, Сычевском и частью Вяземском и Духовщинском. Играют следующим образом: сажают молодого парня на траву и покрывают его платком. Возле него остается одна девушка, которая во время пения ходит вокруг него то в правую, то в левую стороны; их окружает поющий хоровод: Круг куста, круг куста, Ракитова кустика, Ракитова кустика Ходила, гуляла Молодая воложаночка, Молодая воложаночка. Кликала, гаркала Молодого воложанина, Молодого воложанина: Подь сюда, подь сюда, Молодой воложанин, подь сюда, Молодой воложанин, подь сюда. Подь сюда, подь сюда Солода растить, подь сюда, Солода растить, подь сюда. Молодой парень отвечает: Я не умен, я не горазд; Солода растить я не умен, Солода растить я не горазд.
Хоровод, повторяя прежние стихи, зовет воложанина варить пиво: Подь сюда, подь сюда, Пиво варить подь сюда, Пиво варить подь сюда.
Парень отвечает: Я не умен, я не горазд; Пиво варить я не умен, Пиво варить я не горазд.
Хоровод поет прежние слова и потом приглашает воложанина целовать девушек. Подь сюда, подь сюда, Девок целовать подь сюда, Девок целовать подь сюда. На этот зов парень отвечает: То я умею, то я горазд; Целовать девок я умею, Целовать девок я горазд.
С последним словом он сбрасывает с себя платок, подходит к хороводу и целует какую-нибудь из девушек; ходившая же вокруг него целует другого мужчину. Поцелованные занимают места воложанина и воложанки; потом игра повторяется и продолжается по общему согласию.
Хоровод Ящер
В этой игре хороводе чаще участвуют девушки, исключая ящера, которым всегда бывает мальчик. На него набрасывают платок, потом составляют около него круг, пляшут и поют: Сиди, сиди, ящер, В ореховом кусте, Грызи, грызи, ящер, Каленые ядра. Дам тебе, ящер, Красную девку, Алую ленту32. Одна из девушек выходит из хоровода и спрашивает: Кто сидит? Ящер. Что грызет? Ядры. Кого хочет? Девку. Которую? Ящер называет имя девушки, участвующей в хороводе; названная бросает ему платок и садится возле него. Так продолжается до тех пор, пока, все девушки не перейдут к ящеру. Потом все девушки встают, снова становятся в хоровод и пляшут: Насиделся ящер В ореховом кусте, Насмотрелся ящер На красных девок. Отдай же, ящер, Алую ленту, Алую ленту Девки Надежи. Ящер возвращает платки, хор пляшет и поет, пока он всем не раздаст. Разыгрывают еще «Ящера» иначе. Избрав парня или девушку, ставят в середине крута вместо ящера. Играющие образуют круг и, взявшись за руки, ходят в одну сторону, припевая: Сиди, сиди, ящер, В ореховом кусте, Гложи, гложи, ящер, Ореховы ядра, Лови, лови, ящер, Девку-чернобровку. По окончании припева весь хоровод начинает быстро вертеться в одну сторону. Ящер старается поймать кого-либо из кружащихся; пойманная целует его и становится разыгрывать ящера. Таким образом продолжается игра.
Хоровод Селезень
Забавляются не одни взрослые, но и дети, для которых селезень — гимнастическое занятие, потому что здесь бегают и вертятся. Обычно делается хороводный круг, в середине его бегают селезень и утка: селезень гонится за уткой, старается поймать ее, она уходит от него и ныряет. Селезень кричит, утка выплывает, и это продолжается, пока парень не словит девушку. Часто хороводные не допускают это: они кричат и машут руками. Селезень, селезень, Сиз голубчик селезень! Селезень, догоняй утку, Молодой, лови утку. Хохлатый селезень, Селезень, догоняй утку. Поди, утушка, домой, Поди, серенькая, домой. Где утушка твоя? Где семеро твоих детей? Селезень, селезень, Сиз голубчик селезень! Утушка ныряет, По полям летает. Киг-киг — догоняй! Кры-кра, утушка, домой! У селезня семеро детей, А сам осьмой без ног. Рассерженный селезень нападает на утку — ее защищают. Эта оборона ведет к ссоре, потому что долгое беганье утомляет и лишает охоты играть. Отсюда произошла поговорка: подзадоривай задор. Вынырнувшая утка насмехается над селезнем; он укоряет и ссорится.
Есть еще другая хороводная игра «селезень» — насмешка над теми неопытными мужьями, которые доверяют своих жен молодым своим знакомым.
Селезня играет молодой парень; он, находясь в кругу, поет с прочими: Уж как по реке широкой, Как по реке раздольной. Ой люли, селезень! По той реке да по широкой Бежит доброй молодец, Ой люли, селезень! Ты постой, постой, Хохлатой селезень! Ой люли, селезень! Плывет, ни ворохнется. Плывет-то удалой, Ой люли, селезень! Он к молодушке плывет, Сам весельцом гребет. Ой люли, селезень! Под сердцем зазнобушка: В дому сударушка одна, Ой люли, селезень! Ты постой, постой! Я сударушка не твоя. Ой люли, селезень!
Хороводные обращаются к играющим и произносят с язвительной насмешкой: Во тебя ли во дому Сочинилася беда? Изменила молода! Ой люли, селезень! Язвительный оборот вызывает иногда неудовольствие, особенно, если обратят глаза на виновниц-молодушек. Мужья, нахмурив брови, как случается везде, уходят с ними домой для расчета33. Следующая песня выражает любовь девушки к своему милому. Первые три стиха поет играющая селезня, а остальные оканчивают стоящие в хороводе. И я селезня любила, Я касатова хвалила, Я кафтан ему купила. Люли, люли, селезень, Люли, люли, молодой! Чернобровой селезень, Черноглазой селезень, В кафтане селезень. И я селезня любила, Я касатова хвалила, Я камзол ему купила. Люли, люли, селезень. Люли, люли, молодой! Чернобровой селезень, Черноглазой селезень, В кафтане селезень, В камзоле селезень. И я селезня любила, Я касатова хвалила, Черны бархатны штаны купила. Люли, люли, селезень, Люли, люли, молодой! Чернобровой селезень, Черноглазой селезень, В кафтане селезень, В камзоле селезень, В черных бархатных штанах. И я селезня любила, Я касатова хвалила, Я чулки ему купила. Люли, люли, селезень, Люли, люли, молодой! Чернобровой селезень, Черноглазой селезень, В кафтане селезень, В камзоле селезень, В черных бархатных штанах, В белых шелковых чулках. И я селезня любила, Я касатова хвалила, Башмачки ему купила. Люли, люди, селезень, Люли, люли, молодой! Чернобровой селезень, Черноглазой селезень, В черных бархатных штанах, В белых шелковых чулках, В сафьянных башмачках. И я селезня любила, Я касатова хвалила, Пряжечки ему купила. Люли, люли, селезень, Люли, люли, молодой! Чернобровой селезень, Черноглазой селезень. В кафтане селезень, В камзоле селезень, В черных бархатных штанах, В белых шелковых чулках, В сафьянных башмаках. И я селезня любила, Я касатова хвалила, Ему сердце отдала. Люли, люли, селезень, Люли, люли, молодой! Чернобровой селезень, Черноглазой селезень, Ему сердце отдала.
Отдавшая свое сердце подает руку любимому ею парню, который выводит ее из круга. Если желают еще играть «Селезня», то вновь начинают в прежнем порядке. Часто принимают участие в этой забаве молодые парни. Тогда невольно обнаруживается затаенная любовь парня к своей девушке; тогда распространяется повсюду слух: парень полюбил, парень женится, ведь недаром он играл с ней!
 
Хоровод Пиво варить
Неподдельно русское веселье, когда варят пиво. Тогда бывает радость не только в семейном кругу, но и в целом околотке. Везде говорят: «Там варят пиво, там и веселье». Русское радушие: угощать и веселиться — причина сочинения этой хороводной игры. Кому не радостно позабавиться! И кто как не русский веселится от полноты души! Разгул сельской жизни открывается любимой забавой: варить пиво, и это бывает не одной только осенней порой, но во всякое время, когда вздумается хороводу. В старое время был обычай варить пиво осенью, перед бабьим летом. Молодые, наполнив кувшины брагой, выходили к воротам и потчевали старых, а потом молодых людей; и когда немножко все подгуляют или, как говорят «хмель разум зашибет», тогда принимались за хороводы и плясал всяк, кто был крепок на ногах. Теперь осталась в воспоминании одна игра с песней.
Девушки и молодцы избирают хороводицу, которая и начинает: Ай на горе мы пиво варили, Ладо, мое ладо, пиво варили! Мы с этого пива все вокруг соберемся. Ладо, мое ладо, все соберемся! Хоровод, повторив пропетое, продолжает: Мы с этого пива все разойдемся. Расходятся в разные стороны. Ладо, мое ладо, все разойдемся! Мы с этого пива все присядем. Приседают: Ладо, мое ладо, все присядем! Мы с этого пива спать ляжем (ложатся), Ладо, мое ладо, спать ляжем! Мы с этого пива опять встанем (встают), Ладо, мое ладо, опять встанем! Мы с этого пива в ладоши ударим (бьют в ладоши), Мы с этого пива все перепьемся. Ладо, мое ладо, все перепьемся! Мы с этого пива все передеремся, Ладо, мое ладо, все передеремся! Мы с этого пива домой уберемся И до завтра не проснемся, Ладо, мое ладо, не проснемся! В других местах выносят к хороводу пиво и брагу.
Случается, что от нее перепиваются и что завтра встают с головной болью девушки, которые сначала отказывались от пива и браги. Обыкновенно их просят немножко попробовать пива: они пьют сначала немножко, будто бы из вежливости, потом прихлебывают. Когда же порасчувствуются, тогда выходят из хоровода и начинают плясать. На другой день собирается уже хоровод из насмешливых молодых людей, которые поют «у воробушки головушка болела» и проч. Пусть говорят после этого, что у поселян нет своих язвительных насмешек.
 
Хоровод Мак растить
Это забава как детей, так и взрослых обоего пола. В этой игре хороводе не видно ни одной черты семейного быта: одно веселье и удовольствие управляют хороводом. В игру «Мак растить» играют по всей России и в некоторых славянских землях. О происхождении этого хоровода ничего не известно. Надо думать, что он стал игрой у греков со времени открытия усыпляющего свойства мака, которому еще в древние времена воспевали гимны и который изображали божеством сна под именем Морфея. Ему строили храмы, потому что снотворное действие считали сверхъестественным, а что почиталось сверхъестественным, то вызывало всеобщее поклонение. Язычество усиливало суеверное поклонение маку, а знаменитые афинские мудрецы подвергались гонениям со стороны черни, когда они пытались истолковать предрассудки.
У славян хотя и было божество, похожее на Морфея, Кикимора, но она не выражала бога сна, и мы не знаем даже, какие приносились ей жертвоприношения. Из веселых песнопений в честь мака возникла забава. Взявшись рука за руку, становятся в кружок, который нередко состоит из двухсот пар обоего пола. Сначала движутся едва заметно, и в это время одна из девушек, называемая зачинщицей, начинает запевать. Но прежде всего сажают в середине кого-либо растить мак, и когда все запоют, тогда начинают ходить кругом и громко поют: Ой на горе мак, мак, Под горою так, так. Маковки, маковички! Станем в ряд, Спросим про мак34.
Хоровод останавливается, спрашивает: «Посеян ли мак?» Сидящий в середине отвечает: «Только вспахана земля». Тогда хоровод снова ходит вокруг сидящего и поет первый куплет; потом останавливается и опять спрашивает: «Посеян ли мак?» Сидящий отвечает, что посеян. Хоровод продолжает ходить и петь прежний куплет, пока сидящий не ответит, что мак уже поспел. Вопросы задаются иногда произвольные, но обыкновенно после вопроса «посеян ли мак?» повсюду спрашивают: «Всходит ли мак?» Сидящий отвечает: «Всходит».— «Зацвел ли мак?» — «Зацвел».— «Поспевает ли мак?» — «Поспевает».— «Отцвел ли мак?» — «Отцвел»,— «Поспел ли мак?» — «Поспел».
Тогда кричат: «Собирайтесь срывать!» или: «Собирайтесь отряхать мак!» При последнем слове сидящий в середине спешит выбежать из круга; хоровод его удерживает, хватает за голову и начинает трясти, и бывает, что трясут так крепко, что у бедного глаза навыкате, отчего не всякий соглашается растить мак. Тогда уговаривают, просят, обещают подарочек или задаривают пряничками, орехами и пр., и потому вошло в обычай называть согласившихся растить мак маковым дурачком, или говорят ему насмешливые причитания: «Сиди, сиди, мак расти, на сладенький пирожок, маковый дурачок» и т. п. Некоторые из писателей замечают, что часто для этой игры выбирают дурачка или послушного и безответного до последней возможности, чтобы он терпеливо переносил побои. Напротив, для этой игры выбирают смелых и ловких, которые бы могли увернуться от тумаков. Вот еще небольшие изменения в этой игре. Избрав мужчину растить мак, сажают его на землю. Хоровод, взявшись за руки, становится вокруг избранного мужчины и движется, приплясывая, то в ту, то в другую сторону с припевом: А на горе мак, мак, Под горою так, так. Мак, мак, маковочка, Золотая головочка, Серебряный мак! А на горе мак, мак, Под горою так, так. Хоровод спрашивает: «Поспел ли мак?» Ему отвечают, что только вскопаны гряды. Хоровод снова пляшет, поет и, пропев прежнее, спрашивает: «Поспел ли мак?» — «Еще только посеян». Потом выбранный отвечает им: «Всходит», потом — «Цветет», а потом — «Созревает». После каждого ответа пляшут и поют; но когда услышат, что мак созрел, тогда поют: Станем-те трясть мак, Золотой наш мак! При последнем слове, что мак созрел, хоровод бросается срывать его: поднимает с земли сеявшего мак и трясет его голову.
В других вариантах игры иные, прохаживаясь, поют около сеящего мак В полугорье мак, В косогорье мак, Маки-маковочки, Золотые головочки! Станем мы в ряд, Спросим про мак; Созрел ли наш мак? Потом продолжают спрашивать в прежней последовательности и оканчивают так же.
Пение «Мака» изменяется иногда до совершенного переиначивания. Приводим здесь образчик: При горе мак, мак, Презеленой мак. Маки, маки, маковочки, Золотые головочки! Там был мак, Всяк был мак. Красны девушки,. Станьте в ряд, Спросим все про мак У воды стали девушки в хоровод, А мы, молодые, основушку сновали, Перемотушки клали. Тай, тай, ла, думаю! Как вечер-то в торгу кликали, кликали. Тай, тай, ла, думаю! Да что у нас в торгу дорого? У нас дорого во торгу красные девушки. Тай, тай, ла, думаю! Как одна-то девушка сто рублей, Как другая-то девушка тысячу, А третьей девушке цены нет. Тай, тай, ла, думаю! Да что у нас во торгу дешево? У нас во торгу дешево добрые молодцы, Тай, тай, ла, думаю! По шести молодцев на овсяной блин, А седьмой-то молодец На придачу пошел, Тай, тай, ла, думаю! А седьмой молодец На придачу пошел, Он с конем, и седлом, И с булатным копьем. Тай, тай, ла, думаю!
 
Хоровод Просо сеять
Славяне стали употреблять просо гораздо раньше ржи, и оно у дунайских славян долгое время заменяло хлебное зерно. Когда же просо вошло во всеобщее употребление? Трудно сказать. Вероятно, со времени оседлости славян (в VI в.), когда земледелие привязало их к земле. Но пели ли «Просо сеять» в глубокое время древности? Мы не можем отвечать на это утвердительно, по крайней мере, думаем, что песня вошла во всеобщее употребление не прежде распространения проса. Мы не знаем пока песни древнее «Песни о полку Игоревом», но судя по слогу песни «Просо сеять» она должна быть не позднее XVII века. Окончания «ой дид, ладо» — произвольный припев, но припев приятный, музыкальный, подобно словам «ой люли», или «калина, малина моя». Нет места в России, где бы не пели «Просо сеять» и по большей части поют в теплые вечерние дни. Замечательно, что этой игрой встречается сама весна. Едва зазеленеют луга, уже выходят девушки и молодцы повеселиться на простор. Сначала идут отдельно, потом сходятся на лугу. Кто посмелее, тот собирает хоровод. Но хоровод еще не начался. Пожилая женщина берет на себя хлопоты, чтобы составить дружеский хоровод. В иных местах называют эту женщину кумушкой, в других — бабушкой, в иных — хороводницей. Как бы ни было, только она начинает; к ней подходят, и она поет с ними: Как на улице досчик накрапывает, Хоровод красных девок прибывает. Ох вы, девушки, поиграйте! Уж как вы, холостые, не глядите, Вам гляденьицем девушек не взять. Уж как взять ли, не взять ли по любви, Что по батюшкиному повеленью, Что по матушкиному благословенью. После этого разделяются на две половины и становятся друг против друга. Хороводница остается при одной какой-либо половине и поет: А мы просо сеяли, сеяли, Ой дид-ладо, сеяли, сеяли!
Стоящие напротив отвечают: А мы просо вытопчем, вытопчем, Ой дид-ладо, вытопчем, вытопчем! И продолжают перепеваться до слова «прибыло». А чем же вам вытоптать, вытоптать? Ой дид-ладо, вытоптать, вытоптать! А мы коней выпустим, выпустим, Ой дид-ладо, выпустим, выпустим! А мы коней переймем, переймем, Ой дид-ладо, переймем, переймем! А чем же вам перенять, перенять? Ой дид-ладо, перенять, перенять! Шелковым поводом, поводом, Ой дид-ладо, поводом, поводом! А мы коней выкупим, выкупим, Ой дид-ладо, выкупим, выкупим! А чем же вам выкупить, выкупить? Ой дид-ладо, выкупить, выкупить! А мы дадим сто рублей, сто рублей, Ой дид-ладо, сто рублей, сто рублей! Не надо нам тысячи, тысячи, Ой дид-ладо, тысячи, тысячи! А нам надо девицу, девицу, Ой дид-ладо, девицу, девицу! Одна из девиц переходит на другую сторону. А нашего полку убыло, убыло, Ой дид-ладо, убыло, убыло! А нашего полку прибыло, прибыло, Ой дид-ладо, прибыло, прибыло!' Продолжают петь, пока не перейдут на одну сторону все девушки. В Малороссии это одна из любимейших забав девушек, которые не всегда допускают в свой круг мужчин. «Просо сеять» играется в Смоленской губернии с небольшими изменениями. Там мужчины и девушки, взявшись за руки, становятся в два ряда, образующие две половины. Одна из них, взмахнув руками, будто бросает зерна, начинает петь:
1. А мы просо сеяли, сеяли, Ой дид-лада, сеяли, сеяли!
2. А мы просо вытопчем, вытопчем, Ой дид-лада, вытопчем, вытопчем!
1. Да чем-то вам вытоптать, вытоптать? Ой дид и лада, вытоптать, вытоптать!
2. А мы коней выпустим, выпустим, Ой дид и лада, выпустим, выпустим!
1. А мы коней переймем, переймем, Ой дид и лада, переймем, переймем!
2. Да чем-то вам перенять, перенять? Ой дид и лада, перенять, перенять! Первая половина, растянувшись цепью, продолжает:
1. А шелковым неводом, неводом, Ой дид и лада, неводом, неводом!
2. А мы коней выкупим, выкупим. Ой дид и лада, выкупим, выкупим!
1. Да чем-то вам выкупить, выкупить? Ой дид и лада, выкупить, выкупить!
2. А мы дадим сто рублей, сто рублей, Ой дид и лада, сто рублей, сто рублей!
l.He надо нам тысячи, тысячи, Ой дид и лада, тысячи, тысячи!
2. А мы дадим молодца, молодца. Ой дид и лада, молодца, молодца!
1. Не надо нам молодца, молодца, Ой дид и лада, молодца, молодца!
2. А мы дадим девицу, девицу, Ой дид и лада, девицу, девицу!
1. Вот то-то нам надобно, надобно, Ой дид и лада, надобно, надобно! После этого двое мужчин первой половины поднимают руки вверх и образуют из них подобие ворот, а третий, т. е. тот, который отдал девицу, бежит в ворота со всем хороводом; но тут опускают руки, чтобы разлучить его со своим хороводом, и если успеют, тогда поет первая половина:
1. Нашего полку прибыло, прибыло, Ой дид и лада, прибыло, прибыло!
2. А нашего убыло, убыло, Ой дид и лада, убыло, убыло! И так до тех пор, пока останется во второй половине один только человек, и этим оканчивается игра. Поют еще иначе: Красны девушки чищу чистили, Молодушки пашню пахали. А мы просо сеяли, А мы коней пущали. Диди, ла, ой, пущали. А мы коней ловили, А мы коней выручали, Диди, ла, ой, выручали. За выручку сто рублей! За сто рублей славы нет! Диди, ла, ой, славы нет! А мы возьмем тысячу. За тысячу слова нет, Диди, ла, ой, слова нет! У нас у полку прибыло. У нас у полку убыло, Диди, ла, ой, убыло! Красных девок прибыло, . Молодушек убыло. «Просо сеять» поют в Галиции почти одинаково, как у нас на Руси. А мы просо сеяли, ой дид и ладо! А мы просо вытопчем, ой дид и ладо! Да чем же вам вытоптать? ой дид и ладо! А мы коней выпустим, ой дид и ладо! А мы коней переймем, ой дид и ладо! Да чем же перенять? ой дид и ладо! А шелковым неводом, ой дид и ладо! А мы коней выкупим, ой дид и ладо! Да чем же вам выкупить? ой дид и ладо! А мы дадим девицу, ой дид ладо!
Хоровод Бранье льна
 Этот хоровод разыгрывают по большей части после сбора льна, в конце лета. В некоторых местах играют его в бабье лето, а в других — когда зазеленеет лес. Образовав круг, ставят в середине девушку, которая, изображая берущую лен, поет вместе с хороводом: Я посею белый лен, И тонок, и волокнистой. Уродился белой лен, И тонок, и волокнистой. Стал лен зеленети, Стал лен созревати. А я, молодешенька, Начала горевати: С кем-то лен мне брати?
А свекор тут отозвался: Одна из девушек отвечает вместо него: Я с моей снохой, Я с моей с молодой!
Берущая лен: Черт возьми его! Это не бранье, Одно гореванье! Продолжают петь: Я посею белой лен, И тонок, и волокнистой. Уродился белой лен, И тонок, и волокнистой. А я, молодешенька, Зачала горевать: С кем-то мне лен брать? А свекровь тут сказала: Другая девушка откликается вместо свекрови: Я с моей снохой, Я с моей с молодой! Берущая лен отвечает: Черт возьми ее! Это не бранье. Одно гореванье!
Продолжают петь: Я посею белой лен, И тонок, и волокнистой. Уродился белой лен, И тонок, и волокнистой. А я, молодешенька, Зачала горевать: С кем-то лен мне брать? А милой тут. Выходит третья девушка: Я с тобою, С моею дорогою! Берущая лен отвечает: Вот-то уж бранье! Все лишь целованье! За нею повторяет то же самое весь хоровод.
Бранье льна выражает простосердечие девушки, думающей, что вся жизнь ее одно только целование.
 
Хоровод Плетень
Веселая, живая и увлекательная девическая забава хоровод — это «плетень». Какой же она заключает в себе смысл? Посмотрим на ее появление. Становятся девушки в один ряд и все переплетаются руками в виде плетня. Не выражение ли это чистой дружбы? Но сама песня выражает совсем другое. Пропев первые три стиха, первая пара поднимает дугообразно вверх руки, через их дугу проходят попарно все прочие в хоровод и потом расплетаются. Не означает ли это расстройство дружбы? Откуда же игра «плетень» перешла к нам? Греки любили эту забаву. Греческие девушки, певшие хором при богослужении, стояли у жертвенника, переплетясь руками, показывая этим дружбу добрых и чувствительных сердец: злые не могут даже стоять вместе. Нет доказательств, чтобы игра, «плетень перешла к нам из Греции. В Европе этой игры нет, и там никогда не знали ее. Некоторые русские обряды похожи на греческие, из этого можно бы заключить, что мы, русские, позаимствовали от них и игру «плетень»,— нет, русские сами изобрели игру «плетень»: веселый их дух и расположенность к удовольствию изобрели эту забаву. В какое время появился у нас «плетень»? По слогу песни не ранее середины XVI века, ибо само слово «сахарный», встречаемое здесь, показывает, что игра не могла появиться раньше, потому что сахар вошел у нас во всеобщее употребление около этого времени, хотя он был известен нам в XI веке.
Вот сама песня: Заплетися, плетень, заплетися! Ты завейся, труба золотая, Завернися, камка кружчатая. Из-за гор девица утей выгоняла. Тиги! Утушка, домой, Тиги! Серая, домой. Я сама гуськом, Я сама сериньким. Ой свет, сера утица! Потопила малых детушек: Во меду, во патоке, И в ястве сахарном. Я дам старикам Киселя с молоком; Красным молодкам Шелковую плетку; А нашим девицам Белил и румян. Расплетайся, плетень, расплетайся! В это время хоровод расплетается. Первая пара делает дугу, через которую все проходят, расплетаясь постепенно, как бы нехотя, и поют все: Ты развейся, труба золотая, Ты развернися, камка кружчатая! Из-за гор девица утей выгоняла: Тиги! Утушка, домой. Тиги! Серая, домой! Я сама гуськом, Сама сереньким. Ой свет, сера утица! Вынимала малых детушек Из меду, из патоки, Из яств сахарных. Расплетясь, расходятся в разные стороны и оканчивают припевом: Тиги! наша молодость, Тиги! девичья краса. Последний припев — намек на девическую, скоро пролетающую молодость и на ее быстро увядающую прелесть. И что такое краса девушек? Одно мечтательное достоинство. В «Плетень» не везде играют одинаково.
В Смоленской губернии мужчины и девушки, взявшись за руки, составляют сначала кружок и поют: Заплетися, плетень, заплетися, Ты завейся, труба золотая, Завернися, камка парчевая. Как сера утица Потопила детушек Да в меду и в патоке, Да и в яствах сахарных. Потом при повторении снова этой песни начинают заплетать плетень: первая пара левой стороны поднимает руки вверх в виде дуги, сквозь которую ведет хоровод избранная мать; потом вторая особа поворачивается спиной к первой и заплетают плетень: левая рука первой особы идет через левое плечо и грудь второй и она соединяется с правой ее рукой, а левую свою руку поднимает вторая особа вместе с третьей, в виде дуги, через которую проходит хоровод, и когда он дойдет до пары, поднявшей руки вверх, тогда третья особа поворачивается спиной ко второй, и левая рука, второй особы идет через левое плечо и грудь и соединяется с правой рукой третьей и т. д.
Таким образом заплетается весь плетень. Песня поется безумолку. После заплетения плетня мать пробует, крепок ли он? Потому шатает его во все стороны и поет: Расплетися, плетень, расплетися, Ты развейся, труба золотая, Развернися, камка парчевая. Кабы сера утица Потопила детушек Не в меду, не в патоке, Да не в яствах сахарных. Идет уже в противоположную сторону и расплетает плетень. В Саратовской губернии играют в «Плетень» иногда зимой. В вечерние часы собираются парни, девушки и молодушки и на улице составляют хоровод, переплетясь рука с рукой. После слов: Заплетися, плетень, заплетися, Ты завейся, труба золотая, Ты завейся, камка кружчатая, хоровод выпрямляется. Первая с конца пара поднимает вверх переплетенные свои руки, под которыми проходят все играющие, не расплетаясь, и вторая из первой прошедшей пары, сделав оборот за дугой, становится спиной к первой своей подруге и, положив свою руку на ее плечо, передает другую следующей, за которой все следующие переплетаются в этом порядке, и поют в то же самое время. Когда все заплетутся, тогда после слов: Расплетайся, плетень, расплетайся, первая пара, проходя под руками последней, начинает расплетаться, и это продолжается, пока все не расплетутся.
Хоровод Галка
Становятся девушки в один ряд, который чем длиннее, тем красивее. Две девушки, стоящие на одном каком-либо конце, водят хоровод: это значит, когда одной из них пропоют имя, тогда она со своей подругой переходит со своего конца на другой, поднимает, там с нею свои руки вверх дугообразно, и через эту дугу проходят все девушки, одна за другой. Первая, проходящая через дугу, водит танец, т. е. за ней идут все девушки игривой вереницей, вроде танца. Когда все пройдут, тогда державшие руки вверх, не опуская их, делают полуоборот и потом останавливаются уже в последнем ряду. Водившая же танец становится с первой своею соседкой на месте водивших хоровод, и таким образом продолжают играть поочередно, пока всех не переберут. При пении песни все машут руками одинаково, пока не наступит очередь водить танец. Ой, галко, галко, Золотая клюшнице! Стань же нам на помочи: З молодымы молодыцямы, 3 краснымы дивчатамы. Ой, галко чорна, Чим нэ моторна, Чому нэ ночуеш дома? Галочка литае, Парочкы шукае. А ты, Настусю, скочь на кинець, А ты, Ганнусю, веды танець. Названная Настуся (Анастасия) переходит со своей подругой на другой конец и поднимает с нею руки дугообразно, а названная Ганнуся (Аннушка) ведет танец, и когда он идет, тогда все поют, за исключением держащих руки вверх. Ой, галочка чорна, Чим нэ моторна, Чому нэ ночуеш дома? Галочка литае.
Парочкы шукае. Галка одинокая летает невесело, потому что ищет себе дружка, так и каждая девушка, томясь одиночеством, ищет себе друга вековечного.
Хоровод Щитка
Девушки и мужчины, взявшись за руки, ходят вокруг одной девушки, которая в то время, бегая по кругу, бьет в ладоши и припевает с другими: Щитка малэнька, Повидай, дэ твоя нэнька? На маковци сыдила, Дрибен мачок дзюбала: Дзюб, дзюб, дзюбанець, Ходыть дивка у танець, А за нэю молодець. Не ходы, дивко, у танець, Лыхо буде пид кинець.
Выходит из круга молодец и, подходя к каждой девушке, говорит: Горю, горю, пень! Девушка. Чего ты горишь? Молодец. Щитки, гребинки, красной пани. Девушка. Якой? (какой) Молодец. Тебе, молодой. При этом слове девушка выбегает из круга, а молодец бросается ловить ее.
 Если он словит ее, то она становится в круг, а если нет, то он сам вместо бегавшей по кругу. Молодость всегда горит любовью.
 
Хоровод Горошек
Девушки и парни, взявшись за руки, ходят медленно кругом и поют, притопывая: Посияв я горошок на зэлэний нывци, Купыв же я чэрэвычкы своий чэрнобрывци; Щей горошэк не взийшо в, тилькы лободочкы. Вытоптала ж чэрэвычкы тилькы за пяточкы. Ой, дивчыно, чыя ты? чы выйдэш ты на вулыцю гуляты? Не пытай, чыя я, колы выйдэш, выйду й я; Колы ходыш, то ходы, колы любыш, то любы. Не зводь мэнэ з ума, колы думкы нэма. Этим пением оканчивается хоровод, который, однако, возобновляется по желанию.
Когда мужчине по сердцу девушка, тогда он не должен быть коварным с ней, ибо сама песня говорит: если любишь меня, то люби; но не своди меня сума, когда на мысли нет любви.
Хоровод Барское угощение
В день Успения Пресвятой Богородицы разыгрывают поселяне перед барским домом хоровод, называемый «барским угощением». Этот хоровод ныне можно встретить редко. Мне случилось однажды видеть, что поселяне разыгрывали его в праздник после первого сенокоса. Придя толпой к дому своего господина и не спросясь его дозволения, они начали петь и танцевать; помещик угощал их потом вином и ужином. Приводимая песня записана со слов поселян Смоленского уезда. Близ города Смоленска Протекал быстрый Днепр, По той по реке быстрой Плыл осетр-рыба, Осетр-рыба свежая. Ой вы, ребята молодые! Закиньте невода, Ловите осетра. Как бы его словить! Хозяину на стол, На скатерти тканые, На блюда серебряные. Близ города Смоленска Протекал быстрый Днепр, По той по реке быстрой Разыгрались черны соболи. Завидели молодцы во чистом поле. Ой вы, ребята-молодцы, Раскиньте путы На черных соболей. Ах как бы их изловить! Хозяюшке на шубку, А дочкам на белы
 
Хоровод Вьюн и круг
В разных местах хороводы ведутся по-разному, в частности в Олонецкой губернии. Там они превращены во «вьюн» и «круг», во время которых часто поются плясовые песни; они разыгрываются весной и летом и потому помещены здесь среди летних хороводов. «Вьюн» — пляска; он похож на польскую с той разницей, что в польском танце мужчина выбирает даму и проходит с ней все комнаты, а во «вьюне» выбирает девушка мужчину и ходит с ним по комнате. В «круге» становятся девушки парами; одна из них запевает песню, другие подхватывают общим хором, ходят вокруг тихой пляской, продолжая беспрерывное пение, которое часто сопровождается хлопаньем в ладоши. Иногда круг останавливается, тогда одна какая-нибудь пара выходит на середину и начинает русскую. Танцовщицы помахивают белыми платками и изъясняются движениями. Вот несколько образцов хороводно-плясовых игр. Все мужья до жен добры, Покупили женам бобры; Мой муж неласков до меня, Не купил мне черна бобра. Он корову купил, Мне заботу снарядил; Лучше б масла и муки купил, Я б стряпейку наняла. Стряпеюшка б постряпивала, А я, млада, похаживала, Каблуками приколачивала. Вы, белильцы, румянца мои, Дорогие, новокупленные, В зелено вино возложенные, На бело лицо положенные! Скатись с белого лица долой! Едет добрый муж домой, Любимые подарочки везет: Щелкову плеть не свистанную На младу жену избалованную. Девушка в гореньке сидела, Сквозь оконушко глядела, Сквозь хрустальное стекло. Не работушку работала, Гребенем голову чесала, Русу косу плела, В гости милого ждала. Не дождавши своего милого, Постелюшку постлала И заплакала пошла, Почастехонько в окошко поглядывала. Что нейдет ли, не летит ли С поля миленькой дружок? Не ясен сокол летит, С поля миленькой идет, Своими резвыми ногами Мил постукивает; Своими белыми руками Мил помахивает; Своими желтыми кудрями Мил потряхивает. Прямо, прямо, мой милой, Ко мне в высокой терем! Ко мне в высокой терем! На тесовую кровать, На правую ручку спать. Начал парень красну девку целовать, миловать; Целовавши, миловавши, приговаривать Над моей русой косой, Над девичьей красотой: Уж ты, косынька-коса! Не ты ль меня, косынька, повысушила? Не ты ль меня с ног сронила? Уж ты, Ванюша, Иван, Ваня, братец мой! Прилюбился разум твой, Весь обычай дорогой. Перестань, Ваня, пить, Будут девушки любить, Станут молодушки хвалить. Уж как я, молода, Одинокая была, в одиночестве жила. Затопила млада печку, Сама по воду пошла. На водушке, на воде Гуси, лебеди сидят, Свежу водушку мутят. Почерпнула я, пошла, До полуторы дошла, До царева кабака. У царева кабака сочинилася беда, Загорелась слобода. Как на этот на пожар Съезжались господа Со уездного суда. Ах, что этот за пожар! Он нежарко горит, Он нежарко горит, Только смахивает. Ах, что это за муж, Молоду жену не бьет! Бей жену к обеду, К ужину снова, да опять, Чтобы щи были горячи, Каша масляная... Удалая голова! Удалая голова! Не ходи мимо сада. В нем тропинки не топчи И дорожки не тори. Ты дорожки не тори, Худой славы не клади. Худа славушка пройдет, Никто замуж не возьмет: Ни подьячий, ни купец, Ни удалый молодец. Отцу, матери бесчестье, Роду-племени укор, Роду-племени укор. С плеч головушка долой!40 Мне нельзя идти домой! Скажу так, скажу сяк, Скажу изнова опять: Я во садику была, во зеленом гуляла; Сладки яблочки щипала, наливчатые, Я наливчатые, самы рассыпчатые, Я на блюдечко клала, на серебряный поднос, В высок терем пошла И милому поднесла. Милый яблок не принял, Ничего не говорит: Ни отказывает, ни приказывает. Только и знает мой миленькой, Что сердит на меня. Рассержусь же я, молодешенька, Я сама ль на него Еще ль покрепче ль того. Не огонь горит, не смола кипит, А кипит, горит ретиво сердце Не по батюшке, не по матушке, А кипит, горит по красной девушке. Что от девушки пришла весточка, Пришла весточка — скора грамотка, Красна девица есть трудна, больна, Во постелюшке, во могилушке. Я пойду с горя на почтовый двор, Я найму пару вороных коней; Я поеду ли ко могилушке, Ко могилушке, ко красной девушке: Ты встань-ка, красная девица! Ты отдай-ка, отдай мой тальянской плат, Ты бери, возьми свой злачен перстень. Уж мне тем перстнем обручатися, Тебе тем платком жениха дарить. Эта старинная песня, сочиненная в Петербурге в начале XVII в., переиначена олонецкими жителями, и она пелась так: Как в городе во Санктпитере, Что на матушке на Неве-реке, На Васильевском славном острове; Как на пристани корабельной Молодой матрос корабли снастил О двенадцати тонких парусах, Тонких, белыих, полотняныих. Что из высока нова терема, Из косящетова окошечка, Из хрустальные из оконечки Усмотрела тут красна девица, Красна девица, дочь отецкая, Усмотрев, выходила на берег, На Неву-реку воды черпати; Почерпнувши, ведра поставила, Что поставивши слово молвила: Ах ты, душечка! молодой матрос! Ты зачем рано корабли снастишь? О двенадцати тонких парусах? Тонких, белыих, полотняныих! Как ответ держит добрый молодец, Добрый молодец, молодой матрос: Ах ты, гой еси красна девица, Красна девица, дочь отецкая! Не своей волей корабли снащу: По указу ли Государеву, По приказу адмиральскому. Подняла ведра красна девица, Поднявши, сама ко двору пошла. Из камня, из-под белова, Из-под кустика, из-под ракитова Не огонь горит, не смола кипит, Что кипит сердце молодецкое Не по батюшке, не по матушке, Не по братцу, не по родной сестре, Но по душечке красной девице. Перепала ли ему весточка, Красна девица неможна лежит. После весточки скоро грамотка: Красна девица преставилась! Я пойду теперь на конюший двор, Я возьму коня что не лучшего, Что не лучшего, само доброго. Я поеду ли к Божьей церкви. Привяжу коня к колоколенке, Сам ударюсь о сыру землю! Расступися ты, мать-сыра земля! И раскройся ты, гробова доска, Развернися ты, золота парча, Пробудися ты, красна девица! Ты простись со мной, с добрым молодцом, С добрым молодцом, другом милыим, С твоим верным полюбовником. Ты, отеческая дочь! Не ходи гулять в полночь, Не ходи гулять в полночь; Мимо моего двора Не прокладывай следа. У моего ли у двора Приукатана, углажена гора: Водою улита, Водою улита, Каблуками убита, Лишь я скок на ледок, Окаянный башмачок! Окаянный башмачок! Поскользнулся каблучок, Я упала на бочок! Не слыхала, как упала, Погляжу, млада, лежу Я на правом на боку. Я туда и сюда глядь: Меня некому поднять. Шел детина молодой, Не женатой, холостой. Я не знала, как назвать, Поучилася солгать, Его душенькой назвать. Душа моя, душенька! — Уж я рад бы поднять: Со стороны люди глядят, Со стороны люди глядят, Поймать меня хотят: Руки, ножки связать, Во солдатушки отдать, Во солдатушки отдать, Отцу, матери не ждать. За морем далече, Меж гор высоко. Там моя милая Под окошечком сидит, Слезно плачет, говорит: Из-за той стороны Воздух приятный несет, Где моя любезная Сашенька живет. Скажи, скажи, милая! Любишь ли меня? Если ты любишь, Возьму за себя, Если же не любишь, Убью сам себя. Напишу я надпись Над гробом своим. Увидишь, узнаешь, Что верен я был; На ней прочитаешь: Одну ее любил. Старые люди нерассудливые! Словно молоды не бывали, Словно про любовь не слыхали. Эту песню поют протяжно и заунывным голосом. Во поле березонька стояла, Во поле кудрявая стояла, Люли, люли, стояла! Некому березы заломати, Некому березы заломати, Люли, люли, заломати! Я пойду березу заломаю, Я пойду березу заломаю, Люли, люли, заломаю! Вырежу я три прутичка, Вырежу я три прутичка, Люли, люли, три пруточка! Сделаю я три гудочка, Сделаю я три гудочка, Люли, люли, три гудочка! Четвертую — балалайку, Четвертую — балалайку, Люли, люли, балалайку! Пойду я на новые на сени, Пойду я на новые на сени, Люли, люли, на новые на сени! Стану в балалаечку играти, Стану в балалаечку играти, Люли, люли, играти! Стану я старого пробуждати, Стану я старого пробуждати, Люли, люли, пробуждати! Встань ты, старой черт, проснися! Встань ты, старой черт, проснися! Люли, люли, проснися! Борода седая, пробудися, Борода седая, пробудися, Люли, люли, пробудися! Вот тебе помои, умойся, Вот тебе помои, умойся, Люли, люли, умойся! Вот тебе рогожа, оботрися, Вот тебе рогожа, оботрися, Люли, люли, оботрися! Вот тебе заслонка, помолися, Вот тебе заслонка, помолися, Люли, люли, помолися! Вот тебе баран, расчешися, Вот тебе баран, расчешися, Люли, люли, расчешися! Вот тебе осметки, обуйся, Вот тебе осметки, обуйся, Люли, люли, обуйся! Вот тебе шубенька, оденься, Вот тебе шубенька, оденься, Люли, люли, оденься! Во поле березонька стояла, Во поле кудрявая стояла. Люли, люли, стояла! Некому березы заломати, Некому кудрявой заломати, Люли, люли, заломати! Я пойду березу заломаю, Я пойду березу заломаю, Люли, люли, заломаю! Вырежу я три прутичка, Вырежу я три прутичка, Люли, люли, три прутичка! Сделаю я три гудочка, Сделаю я три гудочка, Люли, люли, три гудочка! Четвертую — балалайку, Четвертую — балалайку, Люли, люли, балалайку! Пойду я на новые на сени, Пойду я на новые на сени, Люли, люли, на новые на сени! Стану в балалаечку играти, Стану в балалаечку играти, Люли, люли, играти! Стану я милого пробуждати, Стану я милого пробуждати, Люли, люли, пробуждати! Встань ты, душа, пробудися! Встань ты, душа, пробудися! Люли, люди, пробудися! Вот тебе водица, умойся, Вот тебе водица, умойся, Люли, люли, умойся! Вот тебе полотенце, оботрися, Вот тебе полотенце, оботрися, Люли, люли, оботрися! Вот тебе икона, помолися, Вот тебе икона, помолися, Люли, люли, помолися! Вот тебе гребешочек, причешися, Вот тебе гребешочек, причешися. Люли, люли, причешися, Вот тебе башмачки, обуйся, Вот тебе башмачки, обуйся, Люли, люли, обуйся! Вот тебе кафтанчик, нарядися, Вот тебе кафтанчик, нарядися, Люли, люли, нарядися! Эту песню поют еще и так: Я пойду рябину заломаю, Выломаю три прутичка! Стану я старого будити: Встань, мой стар, пробудися! Вот тебе помои, умойся! Вот тебе рогожа, оботрися! Стану я малого будити: Встань, мой мал, пробудися! Вот тебе грязна вода, умойся! Вот тебе тряпица, оботрися! Стану я ровнюшку будити: Встань, мой ровнюшка, пробудися! Вот ключевая вода, умойся, Вот тебе платочек, оботрися, Вот тебе икона, помолися! Старый муж на руку ложится, Как колода, валится; Ровнюша-муж на руку ложится Легче пера лебединого. Старый муж к устам припадает, Как смолой поливает; Ровнюшка-муж к устам припадает, Словно медом поливает. Как вила серая утка В шелковой траве гнездо! Она вила неделю, Она вила другую; А на третью неделю поднялась, полетела! Как навстречу той утке Государевы ловцы. Эй вы, ловцы, вы, ловцы, Удалые молодцы! Не видали ли вы селезенка? Уж как твой селезенок Во государевом во доме, На дубовом на столе, На серебряном блюде Белым сахаром осыпан И шафраном посыпан. За твоим ли селезенком Сидел Царь со Царицей, Молодец со девицей. Как девица-то скажет: Я насмерть ненавижу Столь богата скупого; Я еще ненавижу, Кто вдову изобидит, Красну девку осудит, Молодца обесчестит. Ты построй, милой, терем, Противу терема терем, Из дверей во двери, Из окошка в окошко. Не березонька с березкой свивалася, Не девушка с молодцом совыкалася; Совыканьице было с дружком тайное, Расставанье же с дружком было явное. Отъезжает мой любезный Во путь, во дороженьку; Хоть не в дальнюю, любезный! Жаль мне и тошненько. Он запел, мой дружочек, Запел с горя песенку: Ты прощай-ка, прощай, Прощай, моя любушка! Ты прощай-ка, моя Сизенька голубушка! Наживай-ка ты себе дружка иного, Буде лучше наживешь, меня позабудешь; Буде хуже наживешь, меня вспомянешь. Приезжай-ка, мой любезный, жить-то мне тошненько. Надорвется живот, живот и сердце плачут, Все тебя, мой друг, дожидают! Со восточные, мой милой, со сторонушки, Со любезные пути-дороженьки. плечи.
 
Категория: Русский хоровод | Добавил: sasha-dance (21.10.2012)
Просмотров: 3127 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  •  
  • Программы для всех
  • Лучшие сайты Рунета