Суббота, 15.03.2025, 17:52 Приветствую Вас Гость | RSS
Композиция
и
постановка танца
Меню сайта
Статьи по разделам
Балетмейстеры [184]
Биография, основные этапы творчества и произведения


Ж.Ж.Новерр"Письма о танце" [18]
Полная версия книги Новерра представленная отдельно каждым письмом


И.Сироткина "Культура танца и психология движения" [2]
Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ТАНЦА [0]
Методические указания к спецкурсу «Основы танцевально-экспрессивного тренинга»


Режиссура танца [62]
Теоретические и научные статьи и методики.


Драматургия танца [37]
Теоретические и методические материалы и статьи по данной теме.


Туано Арбо [3]
ОПИСАНИЕ ОРКЕЗОГРАФИИ


Научные статьи [131]
Всевозможные и собственные статьи, а также курсовые и дипломные работы студентов, надиктовыные им в качестве научного руководителя.


Танцевальный симфонизм [18]
Все материалы посвящённые танцевальному симфонизму.


Реформаторы Балета [36]
Имена и их биографии


История балета [108]
Интересные статьи по истории балеты.


В. А. Теляковский - "Воспоминания" [14]
Теляковский. Воспоминания.


Тамара Карсавина "Воспоминания" [17]
Т.КАРСАВИНА "ВОСПОМИНАНИЯ"


Леонид Якобсон [15]
Всё о Якобсоне


Польcкие танцы [13]
Описание и видео-фрагменты Польских танцев


Венгерский танец [12]
Венгерские танцы -описание и видеофрагменты


Ирландский танец [7]
Ирландский танец видео и описание


Армянский танец [6]
Армянский танец описание и видео


Танцы народов прибалтики [9]
Прибалтийские народные танцы


Видео [53]

Музыка [14]
Музыкальные материалы для этюдов и танцев


Исполнители [147]
Раздел посвящён легендарным исполнителем танцевального искусства


Интевью с Баланчиным [10]
Великолепная статья Соломона Волкова в виде интервью с Джоржем Баланчины о Петербурге, о Стравинском и Чайковском


Композиторы [68]
Биографии и интерересные статьи о композиторах


Классический танец [8]
Материалы по классическому танцу: методика и интересные статьи


Либретто балетных спектаклей [101]
В данной категории содержаться основные либретто балетных спектаклей различных времён и различных балетмейстеров


Ранние формы танца [11]
История зарождения первых танцевальных форм


Jazz & Modern Dance [15]
Техника современных танцевальных течений


Танцы Народов Мира [12]
Все народности и этносы


Русский танец [24]
Всё по русскому танцу


Испанский танец [17]
Всё о танцах Испании


Музыкальная драматургия. [33]
Методические и теоретические материалы по музыке и музыкальной драматургии.


Еврейские танцы [9]
материалы по истории и еврейских танцев


Художники [18]
Биография и творчество художников


Выдающиеся педагоги [57]
Биография известных педагогов танца


Фёдор Лопухов [13]
Фёдор Лопухов


Азербаджанский танец [3]
Всё об Азербаджанском танце


Борис Эйфман [10]
Всё о творчестве Эйфмана


Институт Культуры и Искусств [7]
правила приёма


Историко-бытовой танец [3]
ВСЁ О ИСТОРИКО-БЫТОВЫХ ТАНЦАХ


Чукотский танцевальный фольклор [4]
Чукотский танцевальный фольклор


Русский хоровод [12]
Всё о русском хороводе


Каталог статей


Главная » Статьи » Русский хоровод » Русский хоровод

часть 3. ХОРОВОДЫ ВЕСЕННИЕ
часть3.
ХОРОВОДЫ ВЕСЕННИЕ 
 
 Созывание девушек в хоровод, Приглашение парней в хоровод, Садить хрен, Страсть девушек к забавам, Алая заря. Веночки, или жених, ищущий невесту, Выбор невест, При долине соловей, Пташка на кусту, Казачок удалой При дуброве во краях,С пути, со города, Шляпа-мурманка, Яртынь-трава, Луг-лужочек, Около городу ходила я Ясное золото, Оленьюшка, Утеня, Царев, сын королев, Светлый князь, Храбрый князь Сиротинушка, Сватовство, Жених по сердцу, Высматривающий невесту, Бориса женят Тоска для девушки, Подушечка, Тоска молодой женщины по своей родине, Красная девица, Игры, Муж, довольный своей женой Сходбище, Посев льна, Николыцина, Бранье ягод, Байдан
 
Созывание девушек в хоровод
Девушки, собравшиеся на зеленой поляне или на улице, берутся за руки, делают круг и начинают созывать подружек в хоровод. Во время пения они ходят кружком: Травонька, муравонька зацвела, Я вечор та молодая в хороводе не была. Красна девушка прошаталася, С милым дружком каталася. Мой милой дружок, неженатой, холостой, Он приглядчив и хорош, На меня молодец похож. Собиралися девушки все во кружок, Расходилися во лесок, Садилися на лужок, Где муравонька и цветок Сорывали с цветов цветочки, Надевали на головы веночки. Пошли в хоровод, пошли в хоровод! В хороводе веселились, По забавушкам пустились. Песни славно запевали, Подружечек собирали: Собирайтесь во единой кружок! Запоем-то песню новую: Про радость нашу к хороводу. Игра созывание девушек в хоровод выражает желание девушек порезвиться.
Приглашение парней в хоровод
Одним девушкам скучно играть: они посматривают на парней и горят желанием, чтобы парни поскорей присоединились к ним; дают им знать о своих чувствах глазами и движениями; после запевают призывную песнь, соблюдая прежний порядок хоровода. Собиралися ясны соколы в дубровушку; Слеталися белые лебедушки, в зеленую. Со куста на куст перелетывали. Диди, лади, диди, ладушки! Собирались все на единой на точек. Между собой токовалися, Все по паре разбиралися. Диди, лади, диди, ладушки! Они думали, гадали: Как гнездушки завивать будем? Как теплые сооружать будем? Диди, лади, диди, ладушки! Как нам, девушки, хоровод собирать? Как нам, красным, новы песни запевать? Одна девица все придумала, удумала. Диди, лади, диди, ладушки! Вы подруженьки любимые! Вы красавицы, забавницы, Сходитесь на лужок, Да и станем все в кружок. Вы сцепитесь все за ручки И приймите молодчиков с собой. Диди, лади, диди, ладушки! Выходите веселые, веселится, Резвые пары, сохи собирать; Пары, пары, пашеньку пахать. Бел леночек время сеять, Нельзя время упустить. Приглашение парней в хоровод показывает, что забава девушек без участия в ней мужчин скучна, утомительна и однообразна. Только тогда и весело красавицам, когда резвятся с ними беззаботные и игривые молодцы. Тогда и радость, когда веселятся беспечно.
Хоровод Садить хрен
Составив большой круг, девушки берутся за руки. Между тем одна девушка становится в кругу, а другая — напротив нее, за кругом: обе они, взявшись за руки, поднимают их и опускают на голову каждой из девушек, обходя вокруг всех до трех раз. Это значит садить хрен. В это время поют хороводные: Уж ты хрен, ты мой хрен, Садовый ты мой хрен! Кто тебя садил? Кто тебя поливал? Поливала Селифанова жена, При дороженьке жила, Со удалым молодцем. Я ему сулила, я ему дарила Два коня вороных, Две плети шелковых. Где калина, где малина, Тут и девушки сидят, Промеж себя говорят, В хоровод идти хотят. Обойдя три раза круг, при непрерывном пении, садившие хрен входят в хоровод и начинают кружиться. Если хотят продлить игру, то выходят другие девушки садить хрен. Наши сельские девушки тешат себя в перерывах между работой песенками, которыми скрашивают самые тяжелые труды. Им бы хотелось покинуть работушку и заняться лучше хороводом, потому они сговариваются между собой о том, как бы им, девушкам, начать хоровод!
 
Хоровод Страсть девушек к забавам
Составив хороводный круг, девушки и мужчины поют все вместе: Ты заря ли, моя зоренька, Заря вечерняя, игра наша веселая! Вы играйте, красны девушки, Покудова вы у батюшки, У родимыя у матушки. Отдадут нас во чужи люди, Во незнамые, незнакомые. Нам не будет такой волюшки! Белы руки грязью замараются, Лицо от солнца закраснеется. Свекор-батюшка у ворот стоит; Он меня, младу, домой зовет. Я не иду домой, не слушаю: Не доиграны наши игры, Не допеты наши песенки, Не добаины басенки. После этого становится в середину круга парень. Он, изображая свекра, исполняет угрозы и старается разогнать девушек домой. При последнем стихе: «Красных девок высылать»,— он берет девушку насильно, выталкивает ее из круга и гонит домой, покрикивая: «Вот я те, разгулялась! Домой!» Девушки начинают снова петь и продолжают петь до тех пор, пока парень не прогонит всех из круга и не разгонит. Уж вы девушки, красавицы! Не пора ли вам игры оставлять? Не полно ли вам песни распевать? Мы оставим все гулянья, Нас домой всех кричат! Родной батюшка зовет, Родна матушка грозит. Нам не хочется идти, Нам охотно погулять, В хороводе поиграть. Разудалой молодец . Своим девушкам отец: Он и белой, кудреват, Красных девок высылать. Эта игра показывает, что девушки веселились бы вечно, если бы не останавливали их. Девушки думают, что они родились для одних веселостей, забывая, что всему есть время: время забавам и время благоразумию. Мечтательность и ветреность — неразлучные спутницы красавиц. Хоровод
 Алая заря
В середине круга сидит горюющая девушка: она тужит, что ее не пускают веселиться. Рассветала алая заря, Рассветала алая заря;Растужилась, расплакалась Красна девушка-душа, У батюшки во терему сидючи. Просилася красна девица У родимой матушки К подружечкам с рукодельем посидеть. Ее мати не пускала, рукоделья не давала. Она бегает в отчаянии по кругу. Красавица с горечи бежала Во темные во леса: не увижу ли дружка? Вы, леса мои, лесочки, Приклонитеся к земле, И развейтесь все зеленые листы. Вы прикройте меня от жару, Сберегите мне лицо. Лицо бело потускнело, На жару оно сгорело. Под березой сидела, сама себе говорила: Участь моя горькая, Зла несчастная судьба! Девушка плачет от горя, а горе девушки, когда не дают ей воли: тогда всякая из них клянет свою судьбу. Привела меня судьба Плакать вечно, навсегда. Много слез девушка проливала. Все листочки потопляла. Является в кругу парень, изображая, что стреляет из ружья; потом он зовет свою суженую. Девушка является на его голос и обнимает молодца. Добрый молодец дознался И во лесочек отправлялся. Во ружейце стрелял, Громким голосом кричал: — Ау! милая моя! Выходи-ка ты сюда. Все девушки считают себя несчастными, когда не дают им воли; в это время они готовы бросить свой отчий дом, и всякий их ласкатель — уже их суженый; о будущем девушки не рассуждают.
 
 Хоровод Веночки, или жених, ищущий невесту
Одна из девушек, ходящая в хороводном круге, изображает жениха, ищущего невесту. Когда называют хороводные имя невесты, тестя, тещи, шурина, свояченицы, тогда мнимый жених выводит всякий раз из круга любимую им девушку и ставит ее возле себя. А я вью веночки, вью зеленочки! Хожу ль я, вокруг городочку, Хожу ль я найду ли я Ласкову себе невесту. Ты будешь мне, красна девушка, невестой. А я вью веночки, вью зеленочки! Хожу ль я вокруг городочку, Ищу ль я, найду ли я Ласкового себе тестика. Ты будешь мне ласковой тестик. А я вью веночки, вью зеленочки! Хожу ль я, хожу вокруг городочку, Ищу ль я, найду ли я Ласкову себе тещу. Ты будешь мне ласкова теща. А я вью веночки, вью зеленочки! Хожу ль я, хожу вокруг городочку, Ищу ль я, найду ли я Ласкового себе шурина. Ты будешь мне ласковый шурин. А я вью веночки, вью зеленочки! Хожу ль я, хожу вокруг городочку, Ищу ль я, найду ли я Ласкову себе своячину. Ты будешь мне ласкова своячина. Набравши упоминаемых в песне особ, хороводные начинают петь о приготовлении к свадьбе, а жених обращается с поклоном к тестю, теще, свояку и свояченице. Он кланяется, когда поют их имена. Когда же станут посылать их к черту, тогда жених прогоняет в шею своих родственников и оставляет при себе одну свою жену. А я вью веночки, зеленочки! Хожу ль я, хожу вокруг городочку — Ласковой тестюшка, вари-ка пива. А я вью веночки, зеленочки! Хожу ль я, хожу вокруг городочку — Ласкова теща, пеки пироги. А я вью веночки, зеленочки! Хожу ль я, хожу вокруг городочку — Ласковой свояк, оседлай коня. А я вью веночки, зеленочки! Хожу ль я, хожу вокруг городочку — Ласкова своячина, шейка ширинку. А я вью веночки, зеленочки! Хожу ль я, хожу вокруг городочку — Выпивши пива, пошел к черту. Тесть выталкивает свояка из круга, и всякий раз выталкивает тех, про кого скажут «к черту». Съевши пироги, пошла к черту, теща. Изъездивши коня, поди к черту, шурин. Износивши ширинку, поди к черту, своячина. А мы с тобой, невеста, пойдем плясати. Жена, увидев, что муж прогнал всю ее родню, сердится на него и бросает его самого! Муж упрашивает ее, кланяется, целует, и все напрасно. Жена оставляет дом мужа и уходит к своим родным. Веночки изображают мужа, женившегося по расчету: он ссорится со своей родней, гонит ее из своего дома и, наконец, доводит до крайности свою молодую жену, переживающую медовый месяц, которая сама оставляет его. Сколько таких примеров на свете!
 
Хоровод Выбор невест
Составляется два ряда играющих: в одном находятся невесты, называемые царевы, а в другом — женихи, называемые бояре. Обе половины, взявшись за руки, отходят на известное расстояние, и когда поют женихи «вы царевы» и т. д., тогда начинают сходиться оба ряда, друг против друга. Когда поют невесты «вы бояре» и т. д., тогда начинают отступать обе половины. Таким образом продолжают приступать и отступать, пока не скажут: «Вот вам невесты!» Обе половины поют попеременно. При требовании невест показать халат, сапоги и шляпу женихи им показывают. Разыгрывая выбор невест, наряжаются все как можно щеголеватее, особенно женихи: у них и рубашка красная, и сапоги намазанные, и шляпа поярковая со страусовым пером; у них и глаза говорят: «Молодец я!» Ретивое бьется и кажется кричит, подпрыгивая: «Жениться хочу!» Вы, царевы, пропустите в города, Пропустите в города! Вы, бояре, вам зачем в города? Вам зачем в города? Вы, царевы, нам невест выбирать, Нам невест выбирать. Вы, бояре, у нас невесты не вырощены, Выбор невесты. Из «Русских народных картинок», собранных Д. Ровинским И цветно платье не сряжено. Вы, царевы, нам цветно платье Не нужно, да не нужно. Вы, бояре, покажите женихов, Покажите женихов. Вы, царевы, вот вам женихи, Вот вам женихи. Вы, бояре, покажите: Есть ли у них халаты, Есть ли у них халаты? Вы, царевы, вот вам халаты, Вот вам халаты. Вы, бояре, покажите сапоги, Покажите сапоги. Вы, царевы, вот вам сапоги. Вот вам сапоги. Вы, бояре, покажите шляпы, Покажите шляпы. Вы, царевы, вот вам шляпы, Вот вам шляпы. Вы, бояре, вот вам невесты, Вот вам невесты. Указав на невест, т. е. на всех девушек, предоставляется парням любой выбор, и нередко от шуток доходит до дела. Кому из девушек не хочется скорее замуж? Но то беда, что женихи разборчивы. Несмотря на странную привычку женихов, а более всего на их причудливый вкус: кому нравится чернобровая, а кому голубоокая, кому тонкая, а кому толстенькая, дородная, румяная, пылкая, кипящая вулканом страстей, а кому чтобы и нежная, и мягкая,— причудливый вкус мужчин! А какой вкус девушек, этого мы не знаем, только знаем одно, что он чересчур взыскательный, разборчивый, и часто рады, когда отыщут им жениха: хоть кулик, да лишь бы не просидеть в девушках. Случается, на грех, что жениху нередко понравится сатана лучше ясного сокола. Кто ж после этого неразборчив? Девушки? — нет! Мужчины? — нет! Неразборчив тот, кто перезрел, и в доказательство этого сами девушки говорят: «Вот вам невесты, выбирайте, кто вам понравится»,— это значит, что они давно были узаконенные невесты, а теперь перезрелые, потому выбирайте — вот вам невесты!
 
Хоровод При долине соловей
 В кругу стоят парень и девушка: оба они горюют; парень посматривает на свою девушку, она отворачивается от него. При долинушке калинушка стояла, На калинушке соловей-пташка сидел, Тоньку ягоду клевал, Спелу, зрелу, переспелу. Я устала, красна девушка, Соловьев пташек шугать, Надокучило мне по саду гулять. Прилетали к соловью два сокола сизы, Взяли, брали соловья из сада. Посадили соловья в высоком терему, Заставляли соловья песенку запеть. Уж ты пой, соловей голосистой, распевай! Приутешь сокола, при кручине при такой; Взвесели при печали красну девушку-душу. Что ты, молодец, не женат? Мне жениться давно хочется. Хуже себя взять не хочется, Через двор живет молода вдова, У ней есть дочка молода, Молода, хороша, Машенька душа. Как и по мосту, мосточку, Ой калина, ой малина! По калиновому частому Селезень переходит, Серу утку переводит. Ой калина, ой малина! Калин мостик обломился. Сера утка потонула. Девушка скрывается из круга, парень плачет по ней. Ой калина, ой малина! Тужет, плачет селезень: Как бы мне ее не жаль, И не стал бы я тужить. Ой калина, ой малина! Калин мостик возместился. Девушка является в кругу, парень тут радуется, и они оба обнимаются и целуются. Девушки, называемые в предпоследнем стихе утками, удивляются перемене своей подруги, которая сначала не любила его и не хотела идти за него замуж. Бесчисленное множество примеров, когда девушки сначала не любят, а потом полюбят; сначала клянутся, что готовы лучше лишить себя жизни, нежели идти замуж за немилого, не по сердцу, а потом сами влюбляются в немилого. Поэтому выходит, что мужчина, будь он немного получше беса, полюбится красавице, следовательно, можно ли верить женским клятвам и их отчаянию? Чаще всего все притворное. Сера утка восплыла. Ой калина, ой малина! Селезень возрадовался: Они стали целоваться, Прочие утки дивоваться, Ой калина, ой малина! Смысл этого хоровода выражен уже выше: т. е. что многие девушки, обнаруживая притворную ненависть, облекают ее в любовь.
 Хоровод Пташка на кусту
Девушка ходит в кругу; она прикрывается платком, стыдясь смотреть на своих подруг. Сидит пташка во саду, На яблонке во кусту: Хорошо пташка поет, Она весело живет. Ох ты пой, распевай, Тоску, скуку забывай. Если песенок не петь, Хлеба-соли не иметь, Во снаряды не ходить, Про любовь не говорить. Ты, полянка, поляночка моя, Да и где ты, поляночка, погуливала? Да и где ты, поляночка, разгуливала? Не слыхать про тебя, Ровно не было тебя! Как на белой заре Проявилася красна девка на дворе; Как на белой заре проявилася. Вот все девушки говорят, На красну девицу глядят. Не дивитесь, не глядитесь, подруженьки мои! Не дождавши дружка, Я сама с милым пришла. Она выводит из круга парня, который, обняв ее, ходит с ней. Лучше сперва запоемте казачка, Про того ли казачка, про забавничка. Ты, казак, казачок, Девушки скачут и пляшут. Казак, миленькой дружок! Тебе скачем, тебе пляшем, Тебе песенки поем, Тебе честь от воздаем. Поздно на дворе, нам пора со двора, Ты прости, казачок. Казак, которого разыгрывал парень, уходит из круга; девушка прощается с ним и клянется любить его вовек. Прости, сердце мое! Я любить тебя буду И вовек не забуду. Ежедневные и ежечасные примеры говорят о том, что девушки клянутся любить вечно, по гроб. И если бы кто-то осмелился разлучить нежных любовников на этом свете, то они соединятся на том свете, уж навеки. Там, говорят они, нежные сердца будут дышать невинностью и, чуждые пылкой страсти, коварной измены, будут жить без слез, обнимаясь и целуясь вечно, вечно. И только там будут ворковать свободно: «Я твоя! Я твой!» И вся- кий раз признание будет запечатлеваться поцелуем чистейшей любви, а та, какая была на этом свете, про то знают одни страстные любовники.
Хоровод Казачок удалой
Казачок расхаживает в кругу и поигрывает в гудочек. Девушки, кружась вокруг него всем хороводом, припевают под гудок, иногда и пляшут. Из-за лесу, перелесу, шелковая трава! Ходил, гулял донской казак, Ой люшеньки, ой люли! Он гулял, во гудочек играл, Он невесту выбирал. Ой люшеньки, ой люли! Тут останавливается хоровод, выходит из круга девушка и становится перед казаком, который играет под звуки песни: Выходила девушка, тонка и долга, Ой люшеньки, ой люли! Белоличка, круглоличка, хороша! Хорошая, пригожая, Поди замуж за меня. Ой, люшеньки, ой люли! А не пойдешь за меня, Спекаешься навсегда. Ой люшеньки, ой люли! Воспомянешь ты меня, Удалого молодца. Он люшеньки, ой люли! Здесь перестает играть казак, только поют одни девушки: Пойтить было к соседу, Спросить про его. Ой люшеньки, ой люли! Сударушки, соседушки! каков человек? Он пьяница, пропивается, Ой люшеньки, ой люли! Пропьет весь домик, За единой стаканчик. Девушка оставляет его с презрением, а казак удалой свистит себе. Таковы удалые женихи! Удастся — хорошо, не удастся — свистит себе. Бранит невесту, поносит ее достоинства и весь род ее и вдобавок говорит: «Я сам отказался. И если бы я хотел, как бы не отдали за меня, удалого молодца!»
 
Хоровод При дуброве во краях
Тут девушки кружатся в продолжение почти всей игры. Стоящая в кругу девушка ходит весело и любуется собой. Для этого выбирается белолицая, круглолицая, небольшая ростом и всех наряднее. При дуброве во краях, При зеленых лугах Тут цветочки расцветали. Промеж самых цветов Красны девушки гуляли; Красные цветочки, алые, Красные девушки, румяные. Хорошие, пригожие, Заразили молодцев, В хороводе, при народе. А мы песню запоем Про чужую сторону. Как чужая сторона Разлучила молодца; Разлучила молодца От матери, от отца. Мне не нужен отец, мать, Жаль сударку покидать. Возьму Любушку с собою, Не оставлю без себя. Я знаю, разумею, Как в разлуке трудно жить: Мне в разлуке с ней не жить, Лучше жизнь свою лишить. При долине, при равнине Раззеленой куст стоит. Как на кустике зеленом Соловеюшка сидит, Звонко, громко он поет, В терем голос подает. Как во этом терему Все забавы и прохлады, Развеселая сама жизнь. Там цветочки расцветали, Красны девушки гуляли: Что лучше всех, то сударушка моя! Она сама собой невеличка, Белым лицом круглоличка. Она ходит всех наряднее, Нельзя Любушку не признать. Молодец выходит из круга, подходит к ходящей в кругу девушке, снимает шапку и кланяется ей; потом берет ее за руку и целует при народе. Признавал, узнавал Один молодец удал. Он за рученьку брал, Прочь от девушек отзывал, Он полою одевал, при народе целовал. Везде гордятся девушки своей красотой, и везде они умеют побуждать к любви. Деревня Тверской Губернии Гравюра XIXв.
 
Хоровод С пути, со города
В кругу хоровода ходит парень, отеческий сын. Девушки поют: Откуда, откуда, молодец? Откуда, отецкой сын? Вы люди добрые! я со пути, со города, Со пути, со дороженьки, Со дальной сторонушки. Покажи-ка, молодец, Свою шляпу черную. Он снимает с себя шляпу, поднимает ее высоко и говорит: «Вот! у меня шляпа пуховая». Девушки продолжают петь: Вот вам, люди добрые, Шляпа черная, шелковая. Откуда, откуда, молодец? Откуда, отецкой сын? Вы люди добрые! я со пути, со города, Со пути, со дороженьки, Со дальной сторонушки. Покажи-ка, молодец, Свои кудри русые. Он снимает шляпу. «Вот кудри мои русые». Надевает шляпу и ходит по кругу. Девушки поют: Вот вам, люди добрые, Мои кудри русые. Откуда, откуда, молодец? Откуда, отецкой сын? Вы люди добрые! я со пути, со города, Со пути, со дороженьки, Со дальной сторонушки. Покажи-ка, молодец, Свои руки белые. Он поднимает руки вверх и говорит: «Вот вам мои руки белые». Девушки продолжают: Вот вам, люди добрые, Мои руки белые! Откуда, откуда, молодец? Откуда, отецкой сын? Вы люди добрые! я со пути, со города, Со пути, со дороженьки, Со дальной сторонушки. Покажи-ка, молодец, Свою мол оду хозяюшку. Он подходит к девушкам, ищет ее между ними и ту, которая ему нравится, выводит на середину круга и говорит: «Вот вам! Моя молодая хозяюшка». Тут он обнимает ее и целует. Девушки поют: Нате вам, люди добрые, Молоду мою жену. Моя-то жена чернобровая, Черноглаза, расхорошая душа!
 
Хоровод Шляпа-мурманка
В кругу расхаживает пьяный пан, вдали от него стоит панья. Уронив шляпу, он требует, чтобы жена подняла ее и подала ему. Ехал пан от князя пьян, Уронил шляпу-мурманку. Гаркал пан на свою панью молодую: Подь сюды, панья моя молодая! Подыми, подыми мою шляпу-мурманку. Панья отвечает с хороводными: Я тебе, пан, не служанка; Я служанка родимому батюшке, Родимой матушке. Тут поют одни хороводные: Ехал пан от князя пьян, Уронил шляпу-мурманку. Гаркал пан на свою панью молодую: Подь сюды! подь сюды! Панья молодая! Подыми, подыми Мою черну шляпу-мурманку. Панья поднимает и надевает ему на голову. Я тебе, пан, служанка, Подыму тебе черну шляпу-мурманку, Надену шляпу на буйну головку. Мужья поступали раньше со своими женами как со служанками. Потому этот хоровод показывает деспотическую власть мужей.
 
Хоровод Яртынь-трава
 Девушки и парни поют вместе, взявшись за руки. Одна девушка ходит печальная. Кто у нас, кто у нас Яртынь-траву притоптал? Притоптали яртынь-травку Заволжинские бояре. Парень, изображающий бояр, ходит за девушкой, это значит, что он ловит ее: Ловили они душу, красну девушку: Красна девушка не давалась. Она убегает от него, прикрываясь платком: Во лесочек удалялась, Тонким листом укрывалась. Однако боярин словил ее, и это значит, что он отыскал ее лиловел к жениху. Отыскали девушку в лопуху, Во горькой во траве, Близ ключевой воды. Повезли девицу Во Царев городок: Чем ты нас, Царь, пожаловать? Жаловал нам Царь День за ночь, во сто рублей; За неделю год, во тысячу. Это намек на те прежние обычаи, когда сваты ездили сватать из деревни в деревню, из города в город. Они уговаривали ласками и хитростями, а девушка, хочешь не хочешь, должна была принять венец в церкви.
 
Хоровод Луг-лужочек
Собравшиеся девушки на зеленой поляне или на ровном месте кружатся и поют. При этом они топчут ногами, изображая, что они топчут траву: Луг ты мой, луг зеленой! Зелен луг, лужочек. Кто тебя топтал? Да кто толочил? Топтала девица, Другая вдовица, Третья молодица. У той молодицы Мужа дома нет. Уехал муж во Москву Белил закупать. Как приехал муженек Во единой во денек; Привез он белил, Стал жену дарить. Тут девушка в шляпе, изображающая мужа, идет к ходящей в кругу девушке, берет ее за руку, ставит ее посреди круга и дает ей платок вместо белил; она сердито отворачивается, бросает на землю и не глядит на своего мужа. Девушки поют вместе с мнимым мужем: Ты прими-ка, жена, не ломайся! Ты прими-ка, душа, не гордися. Поглядите, люди добрые! Как жена меня не любит, На доброго молодца не глядит. Я поеду, молодец, во Китай-город, Я куплю своей жене Гостинчик дорогой. Такой гостинчик — башмаки. Ты прими, жена, не ломайся! Ты прими, душа, не гордися. Она бросает башмаки на землю. Девушки поют: Поглядите-ка, люди добрые! Как жена меня не любит, На доброго молодца не глядит, Я поеду, молодец, во Китай-город, Я куплю своей жене гостинчик. Такой гостинчик дорогой, Шелковую плетку. Ты прими, жена, не ломайся! Ты прими, душа, не гордися. Она тотчас обращается к нему, обнимает его и целует. Девушки поют: Поглядите-ка, люди добрые! Как жена мужа любит, Из глаз своих не спускает: Где не сойдется, все поклонится, Друг с дружкой поцелуются. При этом они целуются, а крут расходится. Став женой, нужно быть покорной, а не своенравной. Наши прадеды управлялись с дражайшими своими половинами очень быстро — плеткой. Конечно, это средство нельзя использовать в наш век, но и в наше время не одному мужу приходит мысль, разумеется, мысль варварская, несообразная при нежности нашего прекрасного пола, чтобы прибегнуть иногда к смирительной пружине оттого, что горьким опытом познано: пагубна воля жены.
Хоровод Около городу ходила я
Около хороводного круга, представляющего город, ходит молодая жена и побрякивает перстнями. Когда пропоют: «Поклонись ты пониже»,— молодец выходит из круга, кланяется ей и потом прижимает ее. Около городу ходила я! Во тем ли городу Золоты перстни меняю. Отворяй-ка ворота, господин! Подойди-ка, господин, поближе, Поклонись-ка ты пониже, Прижми к сердцу поплотнее. Молодая жена, отлучающаяся из дому, приносит с собой подарочки, а слабый муж принимает ее. Он хотя и догадывается, откуда их приносит жена, однако думает: обуха плетью не перешибешь. Это философия рогоносцев.
 
Хоровод Ясное золото
Молодка пляшет в кругу, и ей нет дела ни до своего дома, ни до родных. Ясное золото разгоралося, Я млада разыгралася. За мной молодой Посол за послом: Поди-ка, молода, Поскорее со двора. На тебя свекор раскручинился, Со той со кручины голова болит, Худо можется. Много на свете женщин, для которых хоть все пропадай в доме, только бы им повеселиться.
 
Хоровод Оленьюшка
Взявшись за руки, девушки ходят с пением то в ту, то в другую сторону; между тем одна из девушек ходит в кругу с детьми, изображая все оленьи действия. Из-за лесу, лесу темного, Выходила оленьюшка С малыми оленятками. Вирила, ох ли с оленятками! Выходила она во зеленые луга. Вирила, ох ли во лужечки! Щипала, срывала травоньку зеленую, Вирила, ох ли зеленую! Кормила, питала деток своих малыих, Вирила, ох ли малыих! Сопущалась оленюшка со крутого бережка, Вирила, ох ли бережка! Девушка останавливается с оленятками у ключа, чтобы напоить их. Подходила со малыми оленятками ко ключику, Вирила, ох ли к студеному! Поила оленюшка своих детушек Ключевой водой, Вирила, ох ли ключевой водой! Выходила оленюшка из подбережка крутого, Вирила, ох ли крутого! Где ни взялся свирепый лев, Вирила, ох ли свирепый зверь! Выбегает парень в виде льва и растерзывает оленьюшу; дети разбегаются с визгом. Поймал, схватил оленюшку. Вирила, ох ли оленюшку! Растерзал оленюшку, безвинную, Вирила, ох ли безвинную! Разбежались оленятушки, малые детушки, Вирила, ох ли детушки! По дикой степи уральской26, Вирила, ох ли по уральской! Во глухую полночь, во темную, Вирила, ох ли во темную! Немного погодя сбегаются дети к своему пепелищу и там рыдают о своем несчастье. Пришли оленятушки ко теплу гнездышку, Вирила, ох ли гнездышку, Возопили оленятушки громким голосом, Вирила, ох ли голосом! Беззащитное семейство, по смыслу этой песни, гибнет, потому что беззащитное. Остающиеся сироты рыдают на своем пепелище, и только одно им утешение, что не запрещают им плакать о своем горе.
 
Хоровод Утеня
Девушки, взявшись за руки, ходят кругом то в одну, то в другую сторону. Но их движения изменяются согласно содержанию песни: Плыла утеня Через сине море. Как, как утеня Ноженьки обмочила?Шаркая ногами, девушки показывают: Этак утеня, Этак серая, Ноженьки обмочила! Плыла утеня Через сине море. Как, как утеня Крылушки обмочила? Девушки машут руками: Этак утеня, Этак серая, Крылушки обмочила! Плыла утеня Через сине море. Как, как утеня Крылушки встрепенула? Девушки хлопают в ладоши: Этак утеня, Этак серая, Крылышки встрепенула! Плыла утеня Через сине море. Как, как утеня На бережок садилась? Девушки приседают: Этак утеня, Этак серая, На бережок садилась! Этим оканчивается хоровод и начинается другой. Смысл этой игры — веселость и резвость, ищущие новых забав.
 
Хоровод Царев, сын королев
Мужчины и девушки, взявшись за руки, составляют круг, который называется городом. Вокруг города ходит в шляпе царев, сын королев. Кружок, стоя на одном месте, поет: Царев, сын королев, Круг города ходит, Круг города ходит. Царев, сын королев, Город высматривает, Город высматривает. Царев, сын королев, Невест выбирает, Невест выбирает. Царев, сын королев, Войди, сударь, в город, Войди, сударь, в город. Круг расступается, и царев, сын королев, входит в его середину; потом круг сходится и продолжает петь: Царев, сын королев, Стань, государь, прибодрися, Стань, государь, прибодрися. Он подпирает руками бока. Царев, сын королев, Низесинько поклонися, Низесинько поклонися. Он снимает шляпу и раскланивается всем. Царев, сын королев. Низесинько поцелуйся, Низесинько поцелуйся. Он подходит к одной из девушек, становится перед ней на колени, целует ее руку и отдает ей шляпу. В простом сословии играют точно так же, за исключением того, когда мужчина станет на колени перед девушкой, тогда и она становится перед ним. Девушка, перед которой стоял на коленях мужчина, выходит из круга и делается царевой, дочерью королевой.
 
Хоровод Светлый князь
Один из молодцев ходит гордо в круге и указывает повелительно рукой на свои владения, представляя из себя князя. Ходит наш светлый князь Около своего города, Ходит около своего высокого. Ищет наш светлый князь, Ищет наш добрый князь Свою ли светлую княжну, Свою ли добрую княжну. Ходит, ходит князь, Ходит кругом города, Он сечет, он рубит Своим мечом ворота. Скоро ли светлый князь Сыщет красну девицу? Князь останавливается и один допевает: Уж я ли где найду Красну девицу княжну? Ту ли девицу княжну Златым перстнем подарю?
 
Хоровод Храбрый князь
Хороводные разделяются на две половины, и каждая из них стоит во время пения друг против друга. Храбрый князь расхаживает спесиво между обеими половинами и поет с ними. Княжий сын хоробер, Что ходишь, что гуляешь? Княжий сын хоробер, Что ты примечаешь? Подруженьки мои! Я хожу, не гуляю, Ищу свою молодую. Ведь моя-то молодая, Ведь моя-то княжна Во тереме сидит, На ней венчик горит; Сарафан камчатный, Убрусец весь жемчужный, Алы бархатны башмачки, Яры яхонты в ушах, Два алмаза в глазах. После этих слов сходятся хороводные, делают общий круг, ходят и поют: Ой князь хоробер! Не ищи молодой Во тереме высоком. Войди в хоровод, Возьми молодую, Возьми свою княжну. Храбрый князь выводит одну девушку из круга, а хороводные оканчивают: Княжий сын хоробер Сыскал красну девицу, Душу-княжну, Свою молодую. Игры «царев, сын королев», «светлый князь» и «храбрый князь» означают выбор невест.
 
Хоровод Сиротинушка
Девушка, играющая сиротину, лежит на сырой земле одна-одинехонька и горюет: никто не утешает ее! Вокруг нее ходят хороводные и поют: Подле речки ракитов куст, За кустом сиротинушка. На кусту соловейка пел, А сиротинушка высвистывал: Во пиру во беседе Было много гостей, Только не было соловеюшки, Моей голубушки. Подле речки ракитов куст, За кустом сиротинушка, На кусту соловейка пел, А сиротинушка высвистывал: Вот идет она, Будто пава плывет! В это время выходит из круга девушка и останавливается перед сиротинушкой; хоровод продолжает петь, а с ним сиротинушка и девушка. Мне жаль тебя, сиротинушка, Жаль твоего батюшки, А боле жаль матушки. У батюшки с матушкой Я одна во всем дому; У мила дружка во терему Я послушница свекровушки. У тебя, сиротинушка, Ляжу я у сердечушка. Сироты не без добрых людей и не без помощи. Есть люди, которые сами спешат на помощь горемыкам и оживляют их не одним теплым участием, но делом, не ожидая за то никаких суетных похвал. Доброе дело само по себе похвала и награда.
 
Хоровод Сватовство
Хоровод образуется из двух половин: на одной находятся мужчины, на другой — девушки и молоденькие женщины; все они переплетаются руками. На мужской половине стоят женихи, а на женской — невесты. Каждая половина поет попеременно таким образом, что пение одной половины вопросы, а другой — ответы, и во время вопросов и ответов обе половины то сходятся, то отступают. Эти движения представляют игривую картину хоровода, который разыгрывают с особой веселостью. Бояре! да вы почто пришли? Молодые! да вы почто пришли? Княгини! да мы невест смотреть, Молодые! да мы невест смотреть. Бояре показывают жениха и по требованию княгинь представляют им богатую одежду, по которой судили в старину и теперь судят о достоинстве жениха. Княгини приглашают бояр со всем их поездом в терем и тут оканчивают сватовство. Княгини! во се наш женишок, Молодые! во се наш женишок. Бояре! покажите кафтан. Молодые! покажите кафтан, Княгини! во се наш кушак, Молодые! во се наш кушак. Бояре! покажите сапоги, Молодые! покажите сапоги. Княгини! во се наш сапожок, Молодые! во се наш сапожок. Бояре! идите во терем, Молодые! поздороватися. Иногда оканчивают: Бояре! поздороватися . Молодые! со всем поездом. Играющие сватовство часто делают произвольные вопросы, того требует сама игра, потому что от разнообразных вопросов зависит продолжение забавы. Вопросы задают не об одном платье, но и о наружности жениха, о его сердце, нраве и проч. Игра «в сватовство» хорошо объясняет значение хоровода.
 
Хоровод Жених по сердцу
В середине хороводного круга ходит девушка; она ищет жениха; хороводные поют: Во саду ли было под яблонью, Во зеленом под кудрявою, Соловей выщекочет, Молодой выщекочет. Во терему девицы, Во высоком терему Красные играют, Подруженьки говорят: Уж ты слышишь ли? Красная девица, Свет моя душа! Тебя батюшка кличет, Тебя свет родной кличет. Невеста отвечает своим подругам: Ох вы, свет мои подруженьки! Зачем раньше не сказали? Я, право, не слыхала. Хороводные начинают снова: Во саду ли было под яблонью, Во зеленом под кудрявою, Соловей выщекочет, Молодой выщекочет. В хороводе красны девицы У ворот стоят. В хороводе красны девицы Всей околицей играют. Уж ты слышишь ли? Красна девица, Свет моя душа! Тебя подруженьки манят, Молодой по дороженьке идет. Одна из девушек, играя парня, подходит к невесте, которая отвечает в то время хороводу: Ох вы, свет мои подруженьки! Я давно сама завидела, Я сама к нему иду! Вот еще другая хороводная песня того же содержания, т. е. жених по сердцу. Что по гридне князь, Что по светлой князь, Наше солнушко, любимый князь похаживает. Что соколий глаз, Молодецкий глаз, Как на пташечек, младых девиц, посматривает: Что у ласточки, У касаточки Белу грудь, сизы крылья потрагивает. Парчовый кафтан, Сапоги сафьян, Золоту казну и соболи показывает. Веселым лицом, Красным словцом Мысли девичьи и думу их изведывает. Не мани нас, князь! Не гадай нас, князь! Наше красно солнушко! девицы говорят. Не златой казне, Но твоей красе Свои сердца давно мы отдали. Ты взгляни хоть раз! Ты вздохни хоть раз! И любую выбирай из нас. Девушка, представляющая жениха, ходит по гридне и долгое время ни на кого не смотрит: расхаживает величаво и тщеславится своей красотой; потом она посматривает на девушек и наконец останавливается пред той, которая ей по сердцу, и при последних словах «и любую выбирай из нас» она отдает ей свой перстень. Тогда хоровод оканчивает: Ходил наш князь, Выходил князь Себе подругу, нашу девицу. Женихов много, а невест еще больше; но не всякая девушка поручает себя на поруки вечные, не осмотревшись и не обдумав хорошенько. Если жених по сердцу, то она не разбирает уже и не видит даже явных его недостатков.
Хоровод Высматривающий невесту
Хороводные переплетаются руками, ходят кругообразно, притопывают ногами: Около сыра дуба Растет чернь, черница; А во той ли во чернице Черный соболь скачет. Поскачи, поскачи, соболь, По чисту полю; Поплыви, поплыви, утя, По тиху Дунаю. Ищи себе друга, Которого любишь. Скачите вы, девушки, пляшите. Вы, холостые, не смотрите. Смотрючи девушку не взяти, Взять, не взять по любви, По батюшкиному благословенью, По матушкиному умоленью. После окончания песни хороводные разнимают руки и бьют в ладоши. Эта песнь поется в некоторых местах с прибавлением к каждому стиху припева: люли, люли. Около сыра дуба, Люли, люли, дуба! Растет чернь, черница, Люли, люли черница! А во той ли во чернице, Люли, люли, во чернице! Черен соболь скачет, Люди, люли, скачет! Поскачи, поскачи, соболь, Люли, люли, соболь! По чисту полю, Люли, люли, полю! Поплыви, поплыви, утя, Люли, люли, утя! По тиху Дунаю, Люли, люли, Дунаю! Ищи себе друга, Люли, люли, друга! Ищи себе любушку, Люли, люли, любушку! Около сыра дуба, Люли, люли, дуба! Растет чернь, черница, Люли, люли, черница. А во той ли во чернице, Люли, люли, во чернице! Красных девиц хоровод, Люли, люли, хоровод! Скачите вы, девушки, пляшите, Люли, люли, пляшите! Вы, холостые, не смотрите, Люли, люди, не смотрите! Смотрючи девушку не взяти, Люли, люли, не взяти! Взять ли, не взять по любови, Люли, люли, по любови! По батюшкиному благословенью, Люли, люли, благословенью! По матушкиному умоленью, Люли, люли, умоленью!
Хоровод Бориса женят
Мужчины и девушки, взявшись за руки, становятся в кружок; избранный играть Бориса ходит в шапке в середине круга, а хоровод поет: Ходил Борис, гулял Борис По хороводу девичью, по молодичью. Искал Борис ласковой тещи, приветливой невесты, Нашел Борис ласкову тещу и приветливу невесту, Просил Борис всех людей на свадьбу. Борис снимает шапку, кланяется на все стороны: Добрые люди! пожалуйте на свадьбу: Свадьбу играть, Бориса женить. Борис подходит к хороводу, целует выбранную им девушку; поцелованная берет у него шапку в знак того, что она делается его женой. Эта песнь, измененная местностью, поется еще иначе: Ходил Борис по хороводу, Да по девичью, да по молодичью. Искал Борис ласковой тещи, хорошей невесты. Сыскал Борис ласкову тещу и добрую невесту. Добрые люди! пожалуйте на свадьбу: Хлеба с солью кушать, Белова лебедя рушать, Пива с медом пити. Охти мне горе! охти мне гореванье! Расхулили да разговорили Борисову-то тещу, Борисову невесту: Будто Борис пропойца. Добрые люди! И не жалуйте на свадьбу Хлеба с солью кушать, Белова лебедя рушать, Пива с медом пити. Хлеб-соль не пасено, Вино не курено, Пиво не варено. Неудачная женитьба Бориса напоминает многих Борисов. Но еще хуже, если Борисы, женившись, не могут потом справиться со своей женою. Вот образец этого из малороссийской хороводной игры. Становятся девушки в кружок, в середине его садится молодая женщина, перед которой воткнута в землю палка; она изображает, что прядет. Хоровод поет: Та через село, Через Бондарывку Поняв старый Молодую жинку, Ище ж нэ поняв, Та хвалыцця быты; Та похваляецця з товаришем Нагайку купыты. Навчу я, навчу Молодую жинку! Навчу я, навчу Молодэсэньку! Поихала жинка Та до батька в гости. Ныдиля мынае, Жинки нэмае. Навчу я, навчу Молодую жинку! Навчу я, навчу Молодэсэньку! И друга мынае, Жинки нэмае. Навчу я, навчу Молодую жинку! Навчу я, навчу Молодэсэньку! И третя мынае, Жинки нэмае. Навчу я, навчу Молодую жинку, - Навчу я, навчу Молодэсэньку! Четверта иде, Жинка идэ. Навчу я, навчу Молодую жинку, Навчу я, навчу Молодэсэньку! Жинки побоявся, В кропиву сховався, Бороною скрывся. Навчу я, навчу Молодую жинку! Навчу я, навчу Молодэсэньку! Бороною скрывся, Синцем прытрусывся. Навчу я, навчу Молодую жинку! Навчу я, навчу Молодэсэньку! Ой первое лыхо —, Кропива жарэ; А друга лыхо, Борона давэ; А трэте лыхо; Синце колэ. Навчу я, навчу Молодую жинку! Навчу я, навчу Молодэсэньку. Четвертое лыхо; Горобец скачэ, Жинци скажэ. Навчу я, навчу Молодую жинку! Навчу я, навчу Молодэсэньку. Еще есть малороссийская песенка, которая очень хорошо обрисовывает слабость мужей; ее часто разыгрывают в хороводе. Тут девушки только ходят вокруг: Была жинка мужика, Пишла позываты; Присудылы мужику Ще й жинку прохаты. Ой просты ж, моя мыла, Що ты мэнэ была. Куплю тэбэ цебер меду, Коновочку пыва, Ой вид пыва болыть спына, А вид меду голова. Купы ж мэни горилочкы, Щоб я весела була.
Хоровод Тоска для девушки
Неизвестное для девушки чувство волнует ее с давнего времени. Что ж это за чувство? Это чувство — любовь! Если девушка тоскует, то это значит, что она начинает любить. Ей тогда приятно и сладостно думать о нем; ей тогда несказанно очаровательно мыслить, что он ее любит. Однако она часто спрашивает саму себя: любит ли он меня? И сама себе отвечает дрожащим голосом: «Не любит!» В этих словах отражается живо вся жизнь девушки, предающейся пламенным порывам любви. Она хочет видеть, что ей дорого: целует его мысленно в глаза, в уста и наслаждается своим предметом, созданным в ее мечтательном упоении. Она уже обнимает его одной рукой, прижимается к его груди, осыпает беспрестанно огненными поцелуями, ждет взаимных ответов, но ей никто не отвечает. Она в отчаянии! Горячка мечтательной любви проходит, и она перестает увлекаться любимым идеалом, только ненадолго. Тоска девушки опаснее любви. Вот объяснение: дочь живет с отцом; она ожидает его домой, завтра поутру, но для нее все равно, хоть он будет, или не будет, он не уменьшит ее тоски. Хороводные, взявшись рука за руку, ходят вокруг и поют: Из-за бору, бору, Из-за зеленого, Стучала, гремела Быстрая речка, Обрастала речка Калиной, малиной. На калиновом мосточке Сидела голубка: Ноженьки мыла, Перемывала, Свое сизое перышко Перебирала; Свою русу косу Расчесывала. Перебравши сизо перье, Сама взворковала: Завтра поутру Батюшка будет. Хоть он будет, Аль не будет Тоски не будет. Вдвое, втрое у голубки Печали прибудет. Тут девушки разрывают круг, вытягиваются в один ряд и пляшут.
Хоровод Подушечка
Играют одни девушки, и весьма редко с ними — мужчины. Избранная играть подушечку ходит с платком в руке и пляшет, а прочие, образовав около нее круг, поют: Молодушка, молодушка, Да ты молодая! Подушечка, подушечка, Да ты пуховая! Кого любишь, кого любишь, Того поцелуешь; Пухову подушечку тому подаруешь. Девушка, кому отдает платок, того целует. Тебя люблю, тебя люблю, Тебя поцелую; Пуховую подушечку тебе подарую. Поцелованная делается молодушкой; игра повторяется, пока не наскучит. Кого люблю, тому сердце отдаю. Вот смысл этого хоровода.
Хоровод Тоска молодой женщины по своей родине
Молодая женщина, завезенная в дальнюю сторону, тоскует по своей родине. Хотя она пишет своим родным, но все для нее горе и кручинушка; одна только старость в состоянии изменить ее горе. Здесь хоровод составляется, как предыдущий; в середину хоровода входит девушка, которая поет вместе с играющими. Эта песнь, по словам некоторых, разыгрывается и на посиделках. Вдоль по дороженьке Летит сокол-молодец. Сокол, мой сокол, Залетная птица! Ты проезжай, доброй молодец. Привез меня молоду В чужу дальнюю сторону, Ссушил, скрутил меня! Велел еще забыть Родиму сторону! Напишу ль я грамотку По белому бархату Чистым, красным золотом! Отошлю ль я грамотку В свой родимой край: К родимому батюшке, К родимой матушке! Напишу ль про себя, Все горе и кручинушка! У меня ли молодой Много слез в очах? Прикажет ли батюшка, Родимая матушка Танцевать и плясать, Пока старость не пришла! Уж как старость придет, Все печали забьет.
Хоровод Красная девица
Девушки очаровывают не одних молодых, но и стариков своими пламенными очами. И кто не испытывал их силы? И кто не раз вздыхал по ним, обворожительным прелестям красавицы? Хоровод, воспевая красоту глаз, становится в кружок; тут он не берется за руки, но, стоя на одном месте, поет: У нас во селе Все девицы пригожи. Пригожи и румяны, С огненными очами. Уж и что завидят, Все очаруют. У нас во селе Вдовушка живет; У ней девица дочь, Что твоя малина! Во тереме сидит, Узоры вышивает. Узоры вышивает Для милого дружка. Очи, очи ясны Сокрушили молодцев; Одного-то не сгубили, То сокол — ее душа. Дороговизна на девиц Эта песнь составлена, конечно, угодниками девушек. Им льстят повсюду, и в самих песнях поют им лесть. Хороводные не составляют никакого круга, а стоят двумя половинами друг против друга и поют попеременно. Первая половина: Тонка, гибка жердиночка Через реченьку лежала, Что никто не пройдет! Только шли, прошли стары бабы, Стары бабы, безобразы. Сметь ли старых баб спросити: Что в городу вздешевело! Вторая половина: Вздешевели, вздешевели молодые бабы, На овсяной блин по три бабы. А четвертая провожата, А пятая на придачу. Первая половина: Тонка, гибка жердиночка Через реченьку лежала, Что никто не пройдет! Только шли, прошли стары бабы, Стары бабы, безобразы. Сметь ли старых баб спросити: Что в городу вздешевело? Вторая половина: Вздешевели, вздешевели добры молодцы, Еще восемь молодцев на полденьги. А девятый — провожатый, А десятый — на придачу. Первая половина: Тонка, гибка жердиночка Через реченьку лежала, Что никто не пройдет! Только шли, прошли добры молодцы, Сметь ли добрых молодцов спросити: Что в городу вздорожало? Вторая половина: Вздорожали, вздорожали красны девушки, По сту рублей одна девица, По тысяче — ее коса, А по две — ее краса. После этого, составив общий круг, ходят кругом и все повторяют вместе последние четыре стиха.
Хоровод Игры
Девушки приглашают на свои игры молодую женщину, одну из бывших своих подруг. Она хочет идти, но свекровь не пускает ее. Свекровь заставляет работать и смотреть за домом. Прошла девическая жизнь, а с нею утонули все радости! Молодая женщина досадует, сердится и грозит перепортить, перебить все в хозяйстве и потом выйти к подруженькам и вдоволь наиграться. Это изображение характера такой молодой женщины, которая желала бы только веселиться, и это желание, свойственное женскому чувству, выражает сильные страсти: для женщины нет никаких препятствий жить в вихре удовольствия, искать беспрестанно новых ощущений, восторгов и наслаждений — вот стихия прекрасного, но слабого создания. Подумайте, в тонких жилочках розовой красавицы течет огненная кровь, кровь наслаждения, и как не забыться! А такое непостоянное существо, как женщина,— не будем строги!— не думает о последствиях: давай ей только игры. В хороводный круг становится смелая и молодая женщина. Игроки ходят вокруг нее и поют с ней: Как за горницею, за повалушею, Не в гусли играют, Не в свирели говорят, Говорят мои подруженьки, На игрища идти. А меня, молодешеньку, Свекор не пускает. Свекор-батюшка заставляет: Гумно чистить, Метлой мести И поле боронить, И детей качать. Уж я в сердце взойду: И метлу изломлю, И гумно истопчу, И борону изрублю, И детей уложу. Сама молодешенька На игрища пойду: Наскачуся, напляшуся, Наиграюсь молода. Как за горницею, за повалушею, Не в гусли играют, Не в свирели говорят, Говорят мои подруженьки, На игрища идти. А меня, молодешеньку, Свекровь не пускает, Свекровь-матушка заставляет: Красенца ткать, К конопли брать, На поле ходить И сено косить, Избы истопить, По воду сходить, Детей накормить И спать уложить. Уж я в сердце взойду: Красна изорву, Берды изломаю, Конопли потопчу, На поле не пойду И домой не зайду, Сама молодешенька На игрища пойду: Наскачуся, напляшуся, Наиграюсь молода. Точно так же разыгрывают следующую песнь: Как у наших у ворот, Как у наших у ворот, Люли, люли, у ворот! Стоял девок хоровод, Люли, люли, хоровод! Молодушек табунок, Молодушек табунок, Люли, люли, табунок! Меня девки кликали, Меня девки кликали, Люли, люли, кликали! На улицу поиграть, На улицу поиграть, Люли, люли, поиграть! В хороводе поплясать, В хороводе поплясать, Люли, люли, поплясать! Меня свекор не пустил, Меня свекор не пустил, Люли, люли, не пустил! Хотя пустил, пригрозил, Хотя пустил, пригрозил, Люли, люли, пригрозил! гуляй, сноха, да не долго, Гуляй, сноха, да не долго! Люли, люли, да не долго! А я, млада, гуляла, А я, млада, гуляла, Люли, люли, гуляла! До саменьких петушков, До саменьких петушков, Люли, люли, петушков! Как зорюшка занялась, Как зорюшка занялась, Люли, люли, занялась! А я, млада, поднялась, А я, млада, поднялась, Люли, люди, поднялась! Навстречу мне деверек, Навстречу мне деверек, Люли, люли, деверек! Деверюшка, батюшка, Деверюшка, батюшка, Люли, люли, батюшка! Проведи меня домой, Проведи меня домой, Люли, люли, домой! До моего двора, До моего двора, Люли, люли, двора! До высока терема, До высока терема, Люли, люли, терема. Подхожу я ко двору, Подхожу я ко двору, Люли, люли, ко двору! Свекор ходит по двору, Свекор ходит по двору, Люли, люли, по двору! Повесивши голову, Повесивши голову, Люли, люли, голову! Станет свекор младу бить, Станет свекор младу бить, Люли, люли, бить! А ты меня отними, А ты меня отними! Люли, люли, отними! Не отнимешь, прочь поди, Не отнимешь, прочь поди, Люли, люли, прочь поди!
Хоровод Муж, довольный своей женой
Один муж, женившийся неудачно на первой жене, горевал и тосковал от нее. Женился на другой, но она была постоянно веселая, так что незачем было ходить к соседям, чтобы поразвеселиться. В самом его доме было достаточно веселья. Эта песня — насмешка над чрезмерно тоскливой и безгранично веселой женами. Играющие, образовав хороводный крут, ставят посредине его мужа и жену, ходят с ними, поют про житье-бытье. На горе калинушка стояла, Разными цветами расцветала; На той калинушке соловей Громко песни распевал, Холостому весть подавал: Пора тебе, молодец, жениться, А тебе, красна девушка, Пора русу косу расплетать. Пойду ли я на матушку на Волгу, К наибольшему атаману. Чем он меня подарует? Подарил меня женою, Глупою, неразумною: Я за гудок, она за прялку; Я в гудок играть, она горевать. Незачем в люди на кручину: Дома кручинушки довольно. На горе калинушка стояла, Разными цветами расцветала; На той калинушке соловей Громко песни распевал, Холостому весть подавал: Пора тебе, молодец, жениться, А тебе, старобразой, С девками не водиться. Пойду ли я на матушку на Волгу, К наибольшему атаману: Чем он меня подарует? Подарил меня женою, Умною и разумною: Я за гудок, она за песни; Я в гудок играть, она плясать. Незачем в люди на веселье, Дома весельица довольно.
Хоровод Сходбище
Сходбище представляет радостное свидание старых знакомых после долгой их разлуки. Игра эта разыгрывается весною, когда сходятся после заработков в свою деревню. Каждый приносит с собой прибыль, полученную им в зимнюю заработку, и всякий спешит повидаться поскорее со своими родными и старыми друзьями. В гостях хорошо, а дома лучше — так говорит пословица, и своя деревня знает каждого своего жителя. Девушки и мужчины приветствуют друг друга и, как старые знакомые, сходятся в праздничное время, составляют веселый хоровод, который называется сходбище; в середине становятся молодец и девушка; хор поет: Как из улицы идет молодец, Из другой — красна девица, И близехонько сходилися, Низехонько поклонилися. И говорит добрый молодец: Здорова ль живешь, красна девица? Здорова живу, мил сердечный друг. Каково ты жил без меня один? Давно друг с другом не видалися, Говорит девка, улыбаючись, Что с той поры, как рассталися, Говорит ей друг сердечный: Мы пойдем, душа Марьюшка, гулять; Мы на рубль возьмем зелена вина, А на другой — меду сладкова; За две гривеньки сладких пряников. Красна девица ему в ответ: Я пойду ль гулять, мой мил, сердечный друг? Я боюсь, боюсь, роднова батюшки, Я боюсь и родимой матушки. Тут рассталися и прощалися, Друг с другом целовалися. Ты прости, прости, доброй молодец. И добрый молодец отвечает: Прости, моя душа, красна девица!
Хоровод Посев льна
Составив хоровод, мужчины и девушки поют про посев льна, ходят кругом то в ту, то в другую сторону: Ой дид, ой лада! Засевали девки бел лен, И травой лен, С травою небылою, с повилою. Ой дид, ой лада! Засевали девки бел лен, Мне пойти молоденькой К батюшке свекору. Уж ты, батюшка свекор, Пособи-ка льну полоти! Ой дид, ой лада! Мне несчастье в человеке, Мне на ласковом сговоре И на низком поклоне. Я, невестушка, с тобою, Я с тобою, молодою. Ой дид, ой лада! Засевали девки бел лен. Мне пойти молоденькой К матушке свекрухе. Уж ты, матушка свекруха, Пособика льну полоти. Ой дид, ой лада! Мне несчастье в человеке, Мне на ласковом сговоре, Мне на низком поклоне. Я, невестушка, с тобою, Я с тобою, молодою. Точно так же поют брату и деверю, с приложением их имен, и тем оканчивают. Посев льна разыгрывают еще иначе. Выбирают из играющих мать, одну дочь или две и ставят их в середине круга. Все прочие ходят около них и поют: Под дубровою лен, лен, Под зеленою лен, лен, Таки лен, таки лен, люди лен! Одна дочь начинает петь, а за ней — и весь хоровод: Научи меня, мати, На лен землю пахати. Хоровод останавливается, и все нагибаются; мать, тоже нагнувшись к земле, показывает дочерям, как пашут землю, припевая, а за ней весь хоровод: Да вот эдак, дочи, дочушки, Вот так, так, да вот эдак! Дочери перенимают все ее движения. Потом хоровод начинает снова ходить кругом и петь. Под дубровою лен, лен, Под зеленою лен, лен, Таки лен, таки лен, люли лен! Дочери припевают: Научи меня, мати, Зелен лен полоти. Мать отвечает с хороводом: Да вот эдак, дочи, дочушки, Вот так, так, да вот эдак! Она произносит эти слова, сопровождая их движениями, какие бывают при прополке льна. Дочери подражают всем ее движениям. После слов матери хоровод кружится и снова начинает: Под дубровою лен, лен, Под зеленою лен, лен, Таки лен, таки лен, люли лен! Дочери припевают: Научи меня, мати, Зрелый лен брати. Мать отвечает по-прежнему: Да вот эдак, дочи, дочушки, Вот так! Так, да вот эдак! Научи меня, мати, Как лен вязати. Да вот эдак, дочи, дочушки и т. д. На всякий вопрос дочерей ответ матери одинаков и всегда сопровождается хороводом. Вот вопросы: Научи меня, мати, Спелый лен сбирати. Научи меня, мати, На телегу лен класти. Научи меня, мати, Мой лен с поля убирати. Научи меня, мати Зрелый лен сушити. Научи меня, мати, Лен мой молотити.Научи меня, мати, Как лен мой слати. Научи меня, мати, Как лен мой собрата. Научи меня, мати, Как мне лен мой мяти. Научи меня, мати, Как мне лен трепати. Ты не эдак, дочи, дочушки, А вот так, так, да вот эдак. Научи меня, мати. Тонкий лен прясти. Тут дочери заглядываются на молодцев и делают им глазки, как умеют. Хоровод продолжает. Научи меня, мати, Мою пряжу мотати. Все не эдак, дочи, дочушки. А вот так, так, да вот эдак. Дочери уже неохотно исполняют наставление матери, машут руками и платками; а парни сбрасывают шапки и им кланяются. Научи меня, мати, Как красна мне ткати. Да вот эдак, дочи, дочушки, Вот так, так, да вот эдак Хоровод возобновляет песню: Под дубровою лен, лен, Под зеленой дрянный лен, Таки лен, таки лен, люли лен! Научи меня, мати, С молодцем гуляти. А я сама пойду И с молодцем плясати буду. После этого дочки берут за руки парней, а мать кричит на них: А вот я вас, дочи, дочушки, Вот так, так, да вот эдак! Показывает телодвижениями, как она станет бить их. Но дочки не слушают матушку свою, пляшут, припевая: Да вот эдак, моя мати, Вот так, так, да вот эдак. Мать треплет их за непослушание и усаживает на землю. Но дочери вскакивают, начинают плясать и веселиться снова. Всеобщий смех раздается над матерью, которая не сумела воспитать своих дочерей. Для этой игры избирают ловких девушек и проказниц. Смысл этого хоровода: гони природу в дверь, а она влетит в окно. При всем однообразии пения про посев льна о нем поют неодинаково: Мы, молодушки, пашеньку пахали, Из рукавчика бел лен рассевали, Из рукавчика, из тонкого, льняного. Уродился наш леночек, Высок, мелок волокнистой. Да с кем то мне, молодушке, Бел леночек колотить будет? Я, невестушка, с тобою, Я, голубушка, с тобою. Да с кем то мне, молодушке, Бел ленок намачивать будет? Я, невестушка, с тобою, Я, голубушка, с тобою. Да с кем то мне, молодушке, Бел леночек обминать будет? Я, невестушка, с тобою, Я, голубушка, с тобою. Да с кем то мне, молодушке, Бел леночек выпрядать будет? Я, невестушка, с тобою, Я, голубушка, с тобою. Да с кем то мне, молодушке, Бел леночек ткать будет? Я, невестушка, с тобою, Я, голубушка, с тобою. Да с кем то мне, молодушке, Бел леночек белить будет? Я, невестушка, с тобою, Я, голубушка, с тобою. Да с кем то мне, молодушке, Подканое шить будет?Я, невестушка, с тобою, Я, голубушка, с тобою. Давай-ка, невестушка, Шитое делить с тобою. Да не время мне, золовушка, Шитое делить с тобою. Я сделалась нездорова, Головой стала больна. Ты, невестушка, обманщица, проказница; Обманула, провела меня.
 
А. Терещенко
Категория: Русский хоровод | Добавил: sasha-dance (21.10.2012)
Просмотров: 3473 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  •  
  • Программы для всех
  • Лучшие сайты Рунета