ПЕРЕПЛЯС
Перепляс — это соревнование в силе, ловкости,
изобретательности движений, это показ индивидуальности исполнителя, его
характера, демонстрация виртуозности исполнения движений — колен.
В переплясе,
как правило, нет строго
установленной композиции. В основе исполнения его лежит индивидуальное
творчество плясунов — постоянное сочинение ими движений и импровизация в момент
исполнения.
В старинном
традиционном русском переплясе участвовали два парня или же двое молодых мужчин,
девушки в нем участия не принимали. Мастера-плясуны соревновались до полной
победы — кто кого перепляшет.
Плясуны
состязались в основном
по количеству движений — колен. Кто больше исполнит различных движений, тот и
оказывался победителем. Учитывалось и мастерство исполнения — чем техничнее и
изобретательнее были плясуны, чем интереснее они выделывали колена, тем больший
интерес вызывало соревнование.
В переплясе
виртуозность исполнителей часто достигает предела. Интересное описание перепляса дает исследователь
Дона А. А. Казмин: «Наконец, затягивают плясовую, выступают плясуны, которые,
став друг против друга, попеременно начинают плясать, вводя каждый раз новое
колено — фигуру. Этим «коленам» и счету пет: пляшут на ногах, пляшут на животе,
пляшут на спине и даже на голове, а именно: когда проделают обыкновенные
фигуры, один из плясунов становится на голову и выделывает ногами под пение
разные фигуры...»
Принять
участие в переплясе
неподготовленный человек не мог, для того чтобы переплясать своего соперника,
надо было знать много колен, много тренироваться. И исполнители задолго до
соревнования готовились к нему. Часто
репетировали в одиночку или вдвоем с товарищем где-нибудь вдали от дома или
на лесной поляне, придумывали новые колена, ревниво храня свои секреты.
Некоторые плясуны-мастера знали по пятьдесят и более колен. 0 соревновании
плясунов было известно заранее, задолго, иной раз в нем принимало участие
несколько пар исполнителей. Выйти на такое соревнование было делом
ответственным, ведь на него собирались не только местные жители, но съезжались
и из окружающих сел, деревень и народ строго и взыскательно судил исполнителей.
Старинный
русский перепляс чаще всего
исполнялся под сопровождение музыкальных инструментов, реже под песню. Как
правило, он начинался с медленного, а заканчивался в довольно быстром темпе,
хотя в нем и не было стремительного нарастания.
Старинный русский перепляс имеет
свою традиционную форму построения и устоявшиеся правила, по которым шло
исполнение.
Парни
выходили в круг, вставали
на некотором расстоянии друг против друга и плясали только по одному, по
очереди.
Начинавший
перепляс делал проходку, показывая свою манеру, свою выходку, свой характер, затем исполнял
движение и становился на место, вызывая жестом, притопом или кивком головы
своего соперника.
Второй
плясун, приняв
вызов, исполнял свою проходку. Показав свою манеру, свой характер, он обязан
был повторить движение соперника, а затем, после небольшой проходки, выдать
свое заковыристое коленце и вновь вызвать в круг соперника.
Первый
плясун, пройдя по кругу,
повторял его движение и после небольшой проходки исполнял свое новое движение.
Таким образом, плясали до полной победы одного из двух.
По-разному
складывалось исполнение перепляса.
Иногда один из пляшущих, особенно если он
встречался с незнакомым соперником, постепенно усложнял свои движения,
приберегая самые сложные под конец перепляса.
А другой
сразу ошарашивал
противника каким-нибудь эффектным коленцем.
Плясуны исполняли не только заранее подготовленные и
выученные движения, но часто импровизировали в момент пляски. Исполнители и
музыканты постепенно входят в азарт соревнования, эмоциональная напряженность
усиливается, темп убыстряется.
Зрители, окружившие пляшущих, не остаются
равнодушными к переплясу двух мастеров. Они всячески поощряют их, подкрикивают,
притопывают, хлопают в ладоши, громко считают фигуры — колена, исполняемые
плясунами. Зрители строго следят за исполнителями и не дают им повторять одни и
те же движения.
По правилам
перепляса повторяемые
движения в счет не идут. Каждый из зрителей переживает и болеет за одного из
пляшущих, поддерживает и подзадоривает его. Болельщики спорят друг с другом,
кто из плясунов легче и виртуознее пляшет, кто выйдет победителем и т. д. Вот
один из плясунов начинает повторять движения, а другой показывает все новые и
новые, победа явно на его стороне. «Тридцать фигур!» — громко объявляют его
болельщики, а у соперника всего лишь двадцать три. Соперник уходит побежденным
до следующего состязания. Многие месяцы он будет придумывать новые колена,
чтобы вновь встретиться со своим противником и победить его. А бывает и так:
побежденный чувствует, что он много слабее своего противника, и больше никогда
не выходит с ним на перепляс, сдается.
Иногда
состязание заканчивалось вничью, и соперники с достоинством расходились до новой
встречи на следующем празднике. Порой такой творческий спор затягивался на
многие годы. То побеждал один плясун, то другой, или они вновь расходились
непобежденные, и в народе говорили про таких плясунов: «Старые, упрямые
соперники»— и с нетерпением и любопытством ожидали их новой встречи.
Соревнование
в переплясе могло идти
не только по количеству движений. Иногда ставилось условие — при исполнении не
улыбаться. Плясуны, исполняя различные движения, должны были сохранить
невозмутимое и серьезное выражение лица, а зрители, стоявшие вокруг, старались
рассмешить их. Если кто-нибудь из плясунов первый улыбнется или рассмеется, он
сразу же выбывал из перепляса.
Со временем
в переплясе появились
новые правила: колена, показанные соперниками, не повторяются, или оба пляшут
одновременно, не придерживаясь тех правил исполнения традиционного перепляса, о
которых говорилось выше. С изменением бытового уклада и отношений между людьми
изменился и состав перепляса. В нем стали принимать участие девушки и
молодые женщины, а также пожилые люди, как мужчины, так и женщины.
Теперь
перепляс могут
исполнять мужчина и женщина или две женщины. В переплясе появились новые черты
исполнения, возникают новые разновидности перепляса. В перепляс, особенно когда
его исполняют две женщины, органично вошла частушка. В таком случае это
соревнование не только в пляске, но и в остроумии и в поэтическом творчестве.
Перепляс и в
настоящее время является в
народе одним из популярных видов русского народного танца. Это очень доступный вид
русской пляски. Все желающие могут принять в нем участие, хотя одновременно
участвуют только двое. В народе есть много талантливых плясунов, которые
продолжают развивать традиции перепляса и соревнуются между собой, выявляют
сильнейших.
Во многих
областях России дома
народного творчества проводят такие состязания: сначала по деревням, затем по
районам, а лучшие плясуны уже выступают на областных смотрах.
Характер
исполнения перепляса —
соревнование — очень близок по духу нашему времени. Массовый пляс часто можно
увидеть сейчас на демонстрациях, на вечерах в клубах и дворцах культуры, на
свадьбах и т. д.
На сцене как в
исполнении профессиональных^коллективов, так и коллективов художественной
самодеятельности массовый пляс встречается, к сожалению, очень и очень редко.
Источник:
|