Вторник, 18.02.2025, 06:28 Приветствую Вас Гость | RSS
Композиция
и
постановка танца
Меню сайта
Статьи по разделам
Балетмейстеры [184]
Биография, основные этапы творчества и произведения


Ж.Ж.Новерр"Письма о танце" [18]
Полная версия книги Новерра представленная отдельно каждым письмом


И.Сироткина "Культура танца и психология движения" [2]
Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ТАНЦА [0]
Методические указания к спецкурсу «Основы танцевально-экспрессивного тренинга»


Режиссура танца [62]
Теоретические и научные статьи и методики.


Драматургия танца [37]
Теоретические и методические материалы и статьи по данной теме.


Туано Арбо [3]
ОПИСАНИЕ ОРКЕЗОГРАФИИ


Научные статьи [131]
Всевозможные и собственные статьи, а также курсовые и дипломные работы студентов, надиктовыные им в качестве научного руководителя.


Танцевальный симфонизм [18]
Все материалы посвящённые танцевальному симфонизму.


Реформаторы Балета [36]
Имена и их биографии


История балета [108]
Интересные статьи по истории балеты.


В. А. Теляковский - "Воспоминания" [14]
Теляковский. Воспоминания.


Тамара Карсавина "Воспоминания" [17]
Т.КАРСАВИНА "ВОСПОМИНАНИЯ"


Леонид Якобсон [15]
Всё о Якобсоне


Польcкие танцы [13]
Описание и видео-фрагменты Польских танцев


Венгерский танец [12]
Венгерские танцы -описание и видеофрагменты


Ирландский танец [7]
Ирландский танец видео и описание


Армянский танец [6]
Армянский танец описание и видео


Танцы народов прибалтики [9]
Прибалтийские народные танцы


Видео [53]

Музыка [14]
Музыкальные материалы для этюдов и танцев


Исполнители [147]
Раздел посвящён легендарным исполнителем танцевального искусства


Интевью с Баланчиным [10]
Великолепная статья Соломона Волкова в виде интервью с Джоржем Баланчины о Петербурге, о Стравинском и Чайковском


Композиторы [68]
Биографии и интерересные статьи о композиторах


Классический танец [8]
Материалы по классическому танцу: методика и интересные статьи


Либретто балетных спектаклей [101]
В данной категории содержаться основные либретто балетных спектаклей различных времён и различных балетмейстеров


Ранние формы танца [11]
История зарождения первых танцевальных форм


Jazz & Modern Dance [15]
Техника современных танцевальных течений


Танцы Народов Мира [12]
Все народности и этносы


Русский танец [24]
Всё по русскому танцу


Испанский танец [17]
Всё о танцах Испании


Музыкальная драматургия. [33]
Методические и теоретические материалы по музыке и музыкальной драматургии.


Еврейские танцы [9]
материалы по истории и еврейских танцев


Художники [18]
Биография и творчество художников


Выдающиеся педагоги [57]
Биография известных педагогов танца


Фёдор Лопухов [13]
Фёдор Лопухов


Азербаджанский танец [3]
Всё об Азербаджанском танце


Борис Эйфман [10]
Всё о творчестве Эйфмана


Институт Культуры и Искусств [7]
правила приёма


Историко-бытовой танец [3]
ВСЁ О ИСТОРИКО-БЫТОВЫХ ТАНЦАХ


Чукотский танцевальный фольклор [4]
Чукотский танцевальный фольклор


Русский хоровод [12]
Всё о русском хороводе


Каталог статей


Главная » Статьи » Туано Арбо » Первый Трактат о танце

часть2. ОРКЕЗОГРАФИЯ, или Трактат о танце.Перевод и публикация ПАВЛА РАЙГОРОДСКОГО
Бранль Верхнего Барруа
 
Существует еще один вид бранля, называемый бранлем Верхнего Барруа, который танцуют подобно двойному или бургундскому. Но этот бранль отличается тем, что требует не только движений ног, но также плеч и рук; он исполняется с невысокими прыжками (petits sauts), в двудольном размере, в легком и оживленном темпе. Танцуя его, следует прыгнуть сначала на обеих ногах влево и приземлиться в позицию pied largi gauche — ноги врозь, левая впереди. Затем снова прыгнуть влево на обеих ногах в позицию pied droit approché — с приближением правой ноги. Затем опять сделать прыжок на обеих ногах влево, приземляясь в позицию pieds joints, или же приземлиться на левую ногу и сделать grue droite, а еще лучше — pied en l"air droit и, таким образом, завершить double á gauche. Сделайте то же самое с другой ноги вправо, чтобы исполнить double á droite. Этот бранль танцуют слуги и служанки, но иногда молодые люди и дамы благородного происхождения, когда они устраивают маскарады и переодеваются крестьянами и пастухами, либо когда они хотят повеселиться в своей компании.
 
[121]
 
 
 
 
 
Каприоль. По-моему, этот бранль более стремительный, чем предыдущие; должно быть, его хорошо танцевать зимой, чтобы согреться.
Арбо. Различные бранли, описанные выше, являются источником, из которого происходят некоторые другие бранли, составленные из сочетания двойных и простых шагов, невысоких взмахов ногой, позиции «ноги вместе» и прыжков, иногда украшенных вставкой различных тяжелых или легких тактов — по желанию сочинителей и изобретателей танцев. Музыканты называют их составными шампанскими бранлями. И чтобы согласовать их друг с другом, их объединили в сюиты из нескольких танцев, как, например, наши лангрские музыканты, которые всегда играют десять бранлей подряд и называют их составными шампанскими бранлями. Они играют и некоторые другие сюиты, называя одни из них бранлями из Кампа, другие — из Генегау, третьи - из Авиньона. Используя вновь созданные композиции и нововведения, они составляют сюиты, называя их так, как им нравится.
Каприоль. Дайте мне запись всех этих сюит.
Арбо. Я не стану этого делать. Вы должны выучить их наизусть под руководством опытных музыкантов или своих друзей. Когда же они вас обучат и вы пожелаете исполнить эти танцы на каком-нибудь празднике, назовите музыкантам ту сюиту, которую вы хотите танцевать, и они сыграют ее для вас. Но предупреждаю: если вы хотите танцевать смешанные бранли как следует, вы должны выучить их мелодии наизусть и пропевать в уме вместе с виолой.
Каприоль. Я полагаю, что вы знаете все движения составных бранлей.
Арбо. Первое время, когда я только приехал в этот город Лангр, здесь не было других разговоров, кроме как о танцах, маскарадах и развлечениях. Наш мэтр Клоден божественно играл на нескольких инструментах и заставлял нас практиковаться в этих занятиях. Но затем в моей жизни были только печальные события, сделавшие меня старым и степенным. В те дни среди других составных бранлей мы танцевали «Военный» бранль, бранль «Аридан», «Шарлотта» и бесчисленное множество других. Названия многих бранлей происходят от названия местностей, где их танцуют. Жители Пуатье танцуют бранли Пуату; шотландцы - шотландские бранли, бретонцы- бранли, которые они называют Триори или Пасспье.
Существует еще много разновидностей бранлей, которые я собираюсь дать вам в записи, ведь вы с радостью выучили бы многие из них, и вы должны знать, что, когда появляется какой-нибудь новый бранль, который называют балет (чтобы исполнить на маскарадах и празднествах), молодые люди немедленно показывают их в своей компании и дают им особые названия. К их числу относятся бранли, выписанные ниже; эти бранли и балеты танцуют большей частью с определенными жестами и мимикой, и поэтому они могут быть названы пантомимическими бранлями.
 
Мальтийский бранль
 
Рыцари Мальты сочинили балет для придворного маскарада, в котором участвовало равное число дам и кавалеров, одетых по-турецки; они танцевали бранль, который назвали мальтийским, в кругу, с определенными жестами и поворотами корпуса. Около сорока лет прошло с тех пор, как этот бранль был впервые исполнен во Франции. Мелодия и движения исполняются неторопливо, в двудольном размере.
Каприоль. Можно ли предположить, что жители Мальты обычно танцуют этот бранль и что это не специально изобретенный балет?
Арбо. Я полагаю, что это именно балет, поскольку его танцуют с определенной мимикой, жестами и позами, которые можно было бы наблюдать, пока он оставался в моде. Как бы то ни было, нижеследующая запись вам пригодится.
 
 
 
 
1. Pied largi gauche — ноги врозь, левая впереди.
2. Pied droit approchá — приближение правой ноги.
3. Pied largi gauche — ноги врозь, левая впереди.
4. Pieds joints — ноги вместе.
Эти четыре па составляют double á gauche — двойной шаг влево.
5. Pied largi droit — ноги врозь, правая впереди.
6. Pieds joints — ноги вместе.
Эти два па составляют simple á droite, — простой шаг вправо.
1. Pied gauche avancé — шаг левой ногой вперед.
2. Pied droit avancé — шаг правой ногой вперед.
3. Pied gauche avancé.
4. Pied droit avancé.
5. Pied gauche avancé, одновременно grue droite — высокий взмах левой ногой.
Во время этих движений танцующие жестикулируют, подходя все вместе к середине зала, как бы желая поболтать.
1. Pied droit avancé — шаг правой ногой вперед.
2. Grue gauche — высокий взмах левой ногой.
3 Pied gauche avancé — шаг левой ногой вперед.
 
[122]
 
4. Crue droite — высокий взмах правой ногой.
5. Pied en l" air gauche — невысокий взмах левой ногой.
6. Pied en I"air droite — невысокий взмах правой ногой.
7. Pied en l"air gauche — невысокий взмах левой ногой.
8. Pieds joints — ноги вместе.
В это время танцующие отпускают руки друг друга, и каждый начинает делать поворот влево.
После того, как танцоры сделали поворот и стали в позицию pieds joints, они снова берутся за руки, чтобы повторить танец сначала.
Заметьте, что каждый - раз, когда танцоры повторяют бранль, они делают это с новыми жестами и мимикой: в одном случае взявшись за руки; в другом — воздевая в восхищении руки и подняв голову к небу, и так далее, в зависимости от того, что придумают сами танцоры.
 
Бранль де ля Монтард
 
В прежние времена мы танцевали пантомимический бранль под названием ля Монтард; он исполнялся в двудольном размере с невысокими прыжками — petit sauts, — как и бранль Верхнего Барруа, с движением все время влево, не меняя направления. Среди участников танца должно быть равное число кавалеров и дам. Один из кавалеров выступает впереди, одна из дам замыкает процессию, и все вместе исполняют четыре doubles влево. Затем тот, кто ведет, делает поворот, отделившись от других танцующих; дама, стоящая второй, делает то же самое и присоединяется к ведущему; затем кавалер, стоящий третьим, делает поворот, присоединяясь к ней, и так далее. Таким образом, все участники танца выполняют свой поворот. После того, как это сделает последняя дама, первый делает haye («плетенку»), проходя впереди и позади кавалеров, и встает сзади, беря за руку даму, стоящую в конце. В это время все остальные, перед которыми и позади которых он прошел, берутся за руки и повторяют бранль сначала. В результате этого дама, которая стояла второй, оказывается впереди и делает то же самое, что сделал ведущий танцор; таким образом, каждый по очереди оказывается то ведущим, то замыкающим. Когда же дама, сначала стоявшая в конце, выдвигается вперед и исполняет haye, она снова оказывается последней, как и в начале танца. И тогда музыканты заканчивают бранль, запись которого я даю здесь.
 
 
 
 
Музыканты повторяют заключение столько раз, сколько танцоров участвует в танце, чтобы каждый смог сделать поворот; потом они снова начинают бранль, когда ведущий исполняет haye, а остальные берутся за руки, чтобы танцевать.
Каприоль. Значит, бранль де ля Монтард — то же самое, что дамы называют «серпантин» или «плетенка»?
Арбо. Этот танец «Серпантин», о котором вы говорите, отличается от предыдущего. Его танцуют в двудольном размере, как куранту. Участники, по одном)" и друг за другом, сначала танцуют в манере куранты, а в конце «переплетаются» и исполняют haye.
 
Судейский бранль
 
Этот бранль, не так давно вошедший в моду, танцуют в двудольном размере с petit sauts, как бранль Верхнего Барруа; он начинается с повторенных doubles влево и вправо. Затем танцоры двигаются все время влево, делая шесть simples, в конце которых
 
[123]
 
музыканты играют каденцию, а кавалеры обнимают дам за талию и помогают им подпрыгнуть, взлететь в воздух и приземлиться в момент упомянутой каденции; при этом кавалеры твердо стоят на ногах, поддерживая дам. В этот момент в затруднительном положении оказываются те, кто вынужден поднимать дам, которые не хотят подпрыгнуть и помочь своим кавалерам.
 
 
 
 
Каприоль. Я вполне понимаю, что этот бранль продолжают, повторяя сначала. Но я нахожу его очень утомительным, так как правильное исполнение во многом зависит от ловкости и подвижности партнерши, которой кавалер должен помочь подпрыгнуть, ведь в танце участвуют и те, кто не обладает достаточной силой.
Арбо. Бранли «Гавот» не покажутся вам утомительными; в них не надо поднимать даму в воздух, ее нужно только поцеловать.
Каприоль. Это как раз то, что я бы сделал с легкостью и очень охотно, поэтому я желаю узнать и выучить их.
 
Гавоты
 
Арбо. Гавот — собрание и последовательность нескольких двойных бранлей, выбранных музыкантами и объединенных в сюиту, которое вы можете узнать от них или от своих друзей. Эта сюита получила название «гавоты». Их танцуют на два с petits sauts в манере бранля Верхнего Барруа, и состоят они из double a gauche и double a droite, как и обычный бранль. Но танцоры делят эти doubles — и вправо, и влево — пассажами, по желанию заимствованными из гальярды. После того, как участники немного потанцевали, один из них (вместе с партнершей) отделяется и исполняет несколько пассажей в середине круга на глазах у всех других; затем он подходит, чтобы поцеловать остальных дам, а его дама - молодых людей, после чего они возвращаются на свое место. Затем то же самое делает второй танцор, и так по очереди, все танцующие.
Некоторые предоставляют право поцелуя только ведущему и его даме. А в конце эта дама, держащая венок или букет, дарит его одному из танцующих, который должен заплатить музыкантам и стать ведущим на следующем балу, где он получит эту же привилегию; и так далее по очереди. Вот мелодия первого бранля и некоторые разделения движений, которые вы можете изменять по своему усмотрению.
 
 
 
 
 
1. Pied largi gauche — ноги врозь, левая впереди.
2. Petit saut — невысокий прыжок.
3. Pied droit approche — приближение правой ноги.
4. Petit saut.
5. Marque pied droit croisi — притоп правой йогой накрест.
6. Petit saut — высокий взмах правой ноги накрест.
7. Grue droite croise.
8. Petit saut.
Пассаж из четырех па, равнозначный double a gauche.
1. Pieds joints — ноги вместе.
2. Petit saut.
3. Marque pied gauche croise — притоп левой ногой накрест.
4. Marque pied droit croise — притоп правой ногой накрест.
5. Grue droite croise — высокий взмах правой ноги накрест.
6. Petit saut.
7. Pieds joints a capriole — возвращение в позицию «Ноги вместе» из прыжка с движением ног в воздухе.
Пассаж из пяти па, исполняемых вместо четырех, и равнозначный double droite. Вот окончание мелодии первого бранля из сюиты гавотов, как его играют наши лангрские музыканты:
 
 
 
 
 
Вы можете приспособить к ней раздробления, данные выше, или другие, которые вам понравятся и которые вы можете выбрать, изобрести сами или исполнять в подражание хорошим и ловким танцорам. Хотя этот род танца сохранился со времени моих первых шагов и опытов в танцах, я надеюсь, что не ошибся в своих замечаниях о нем.
 
Мориска
 
Арбо. Однажды, в дни моей юности, я видел, как после ужина в светском обществе в зал вошел вымазанный сажей под негритенка мальчик с белым или желтым шарфом на лбу, который с колокольчиками на ногах танцевал мориску. Проходя вдоль зала, он исполнял какой-нибудь пассаж, потом шел назад, возвращался на то место, откуда начал, и исполнял другой пассаж. Так он продолжал, исполняя различные пассажи к удовольствию присутствующих. Макробий в четырнадцатой главе третьей книги «Сатурналий» утверждал устами Хора, что дети благородного происхождения и девицы из лучших римских домов танцевали с кротали, которые комментатор Бадий описывает как колокольчики. Но такая интерпретация мне не нравится; я, скорее, полагаю, что кротали — это маленький баскский барабан, украшенный маленькими колокольчиками и бубенцами, какой заставляли нести Матерь Богов. Либо это был инструмент, который мы называем цимбалами или треугольником, снабженный кольцами, на котором играли и производили приятный звук, сопровождая виуэлу. Как бы то ни было, способность исполнять этот танец ценилась очень высоко.
Каприоль. Эти строки из Вергилия служат прекрасным подтверждением вашим словам:
Искусная в движении, подрагивающего бедра под кротали.
Если бы поэт имел в виду колокольчики, он бы сказал «с», а не «под» кротали. Я прошу вас хоть немного рассказать о мориске, потому что хочу научить своего лакея танцевать ее.
Арбо. Мориску танцуют в двудольном размере. Первоначально ее исполняли с притопыванием всей ступни, но, поскольку танцоры находили это утомительным, они стали притоптывать только каблуками,
 
[124]
 
опираясь на носки. Некоторые хотели танцевать ее, чередуя притопы стопами (marque pieds) и притопы каблуками (marque talons) опыт, однако, показал, что упражнения в любом из трех видов этого движения, а особенно в том, который связан с притоптыванием всей ногой, раньше или позже приводили к подагре и похожим заболеваниям; по этой причине в наши дни танец вышел из употребления. Я выпишу вам мелодию с движениями только одного пассажа; что же касается других пассажей, вы можете их узнать от тех, кто их практиковал, но таковых сейчас осталось очень мало.
 
 
 
 
Танцующий мориску все время опирается на носки и притоптывает пятками, производя звук колокольчиками; притоптывание каблуками делается без поворота вправо или влево, в положении pieds joints.
Каприоль. Если я правильно понял движения мориски, танцор, по-моему, не двигается с места.
Арбо. Он все время должен двигаться вперед, в конец зала. Чтобы сделать это, запомните, что после удара каблуками, который делают в позиции pieds joints и каденции, перед ударом правым каблуком танцор слегка продвигает обе ноги вперед, одновременно топая правым каблуком. Это потому, что, как вы понимаете, удар правым каблуком всегда следует за позицией pieds joints. Запомните также, что эта мелодия мориски дробится на черные минимы, на каждую из которых приходится удар каблуком.
 
 
 
 
Каприоль. Мэтр Арбо, я заметил, что ни в одном из танцев, движения которых вы мне показали, вы ни разу не говорили о взмахе ноги в сторону — ru de vache, — несмотря на то, что упоминали его в начале в числе других движений.
Арбо. Да, действительно, вы правы; причина в том, что танцоры почти совсем не пользуются им — разве что иногда в канари, о котором, кстати, я хотел бы поговорить.
 
Канари
 
Одни говорят, что родина этого танца — Канарские острова, где он постоянно исполняется. Другие, к мнению которых я присоединяюсь, считают, что он происходит от балета, сочиненного для маскарада, в котором танцующие одевались как короли и королевы страны мавров или как дикари, утыканные разноцветными перьями. Вот как танцуют канари. Молодой человек выбирает даму и, танцуя с ней под какую-нибудь подходящую мелодию, ведет ее в конец зала. Сделав это, он возвращается на свое место, все время пристально глядя на даму. Затем он вновь подходит к ней, исполняя несколько пассажей, после чего опять возвращается на свое место. Затем дама подходит к нему и делает то же самое, после чего возвращается на свое место, и оба продолжают подобные передвижения столько раз, сколько различных пассажей они будут в состоянии исполнить. Заметьте, что пассажи эти оживленные, но странные и фантастичные, очень похожие на танцы дикарей. Вы узнаете их от тех, кому они известны, и сами можете придумать новые. Я приведу только мелодию этого танца и некоторые движения из пассажей, которые обычно выполняли танцоры и видеть которые доставляло зрителям удовольствие.
 
 
 
 
1. Удар левой ногой, одновременно pied en I"air droit.
2. Marque talon droit — притоп правым каблуком.
3. Marque pied droit — притоп правой стопой.
4. Удар правой ногой, одновременно pied en I"air gauche.
5. Marque talon gauche — притоп левым каблуком,
6. Marque pied gauche — притоп левой стопой.
 
1. Удар левой ногой, одновременно pied en I"air droit.
2. Marque talon droit.
3. Marque pied droit.
4. Удар правой ногой, одновременно pied en I"air gauche.
5. Marque talon gauche.
6. Marque pied gauche.
 
Заключительная часть этой мелодии исполняется так же и столько времени, сколько танцующему необходимо, чтобы пройти перед своей партнершей и возвратиться в начальную позицию. Заметьте, что во втором пассаже вместо ударов ноги, которые приводятся на каждую белую миниму напева, можно сделать очень высокий grue и закончить, волоча ногу назад по земле, как будто хочешь растереть плевок или раздавить паука.
 
[125]
 
Танец буффонов
 
Арбо. Салии, ИЛИ танцоры, числом двенадцать, назначенные королем Нумои, чтобы участвовать в религиозных празднествах в честь Марса, одетые в живописные платья с богатой перевязью, в остроконечных колпаках, с мечами на поясе, маленькими жезлами в правой руке и щитами в левой (из них один, говорят, спустился с небес), танцевали под звуки тибии и делали воинственные жесты - иногда по очереди, иногда вместе.
Каприоль. Не этот ли военный танец под названием пиррихий танцевала Минерва, радуясь победе над Титаном?
Арбо. Легенда гласит, что куреты придумали пиррихий, чтобы развлекать младенца Юпитера своими жестами и шумом, который они производили, ударяя мечами о щиты. Из этих двух танцев возник один, который мы называем танцем буффонов или комиков. Танцующие одеты в короткие латы с бахромой на плечах и на поясе, из-под которого свисает драпировка из тафты, и в шлемы из позолоченного картона; руки их обнажены, на ногах колокольчики, в правой руке они держат меч, в левой — щит. Танец исполняли на мелодию в двудольном размере, сочиненную специально для него, сталкивая мечи и щиты. Чтобы лучше понять, нужно знать, что во время этого танца исполняется несколько особых фигур. Одна из них называется feinte («ложный выпад»), когда танцор подпрыгивает на обеих ногах, держа меч, но ни к чему им не прикасаясь.
Вторая называется estocade («выпад мечом»), когда танцор отводит руку назад и наносит удар вперед, направляя острие меча в противника. Третья называется taille haute («удар сверху»), когда танцор наносит противнику удар сверху вниз и справа налево. Четвертая — revers haul («удар сверху с другой стороны»), когда танцор наносит удар противнику сверху вниз, но, наоборот, слева направо. Пятая — taille basse («удар снизу»), когда танцующий ударяет противника, направляя меч снизу вверх и справа налево. Шестая — revers bas («удар снизу с другой стороны»), когда танцор ударяет противника, направляя меч снизу вверх и слева направо.
Вы видите четыре изображения фигур, о которых я вам говорил, а именно: feinte, estocade, taille haut и revere hautf. И еще две фигуры, изображающие два удара снизу. Кроме названных, есть также некоторые движения корпуса, но мне кажется, что будет достаточно привести их в записи, а в рисунках нет особой необходимости.
И, наконец, чтобы вы лучше поняли запись фигур, которую я хочу вам привести, я не поленюсь изобразить здесь для вас все названные виды жестов.
Каприоль. Занимаясь фехтованием, я уже научился этим жестам. Теперь расскажите мне, как исполнять танец буффонов.
Арбо. Представьте, что четверо участников — А, В, С, D — воины или амазонки, либо двое воинов и две амазонки, соответствующим образом одетые, входят в зал.
Каприоль. Я представил их так, как вы сказали. Что же они делают?
Арбо. Сначала А выходит один, взмахивая мечом под музыку, делает круг по залу, возвращается к входу и упирается острием меча в пол, как бы вызывая партнеров на бой. Сделав это, он вновь совершает круг по комнате; за ним следует В, и в конце круга он вызывает своих партнеров. Затем А и В делают еще один круг, за ними следует С, делая то же, что и они. Затем все трое делают круг, а вслед за ними четвертый — D. Когда закончен четвертый круг и больше выходить некому, они делают круг в противоположном направлении и после каденции образуют пары, которые готовы начать пассажи, изображающие сражения. Теперь они стоят так, как вначале; выставив левую ногу на внешнюю сторону круга:
D С
А В
Мелодия танца буффонов хорошо известна каждому. Музыканты повторяют ее все время, пока исполняются круги и пассажи.
 
 
 
 
 
Каприоль. Какие движения должны исполнять четыре танцора, расположенные таким образом?
Арбо. Вам надо знать, что пока мелодия не прозвучит от начала до конца, как она приведена выше, четыре танцора продолжают совершать одни и те же движения: либо двигаясь по кругу, либо стоя на месте и нанося удары мечом.
Теперь перейдем к жестам, исполняемым в пассажах «боев», которые следует сразу вслед за танцем по кругу. Запомните, что в конце пассажа круг должен быть образован так, чтобы левая нога находилась с его внешней стороны. Затем его делают в другую сторону (левая нога внутри круга) до начала следующей фигуры. Все это очень помогает танцующим, ибо, по-
 
[126]
 
ка они совершают круг и возвращаются, они обдумывают пассаж, который должны исполнить, и то, как затем вернуться в круг. Стало быть, танцоры А, В, С и D располагаются так, что А находится против D и сражается с ним, а иногда с В, который стоит справа от него. Также С находится против В и сражается с ним, а иногда с D. Запомните, что С должен сделать те же жесты, что и А, и, таким образом, запись движений, предназначенных для А, пригодна и для С.
 
 
 
 
А сражается против
D и против В
 
1. Feinte.
 
2. Taille haute.
3. Severs haul.
 
 
4. Taille basse.
 
 
5. Revers has.
6. Taille haute.
 
 
 
7. Revers bas.
8. Taille haute
С сражается против B
и против D
 
А делает ложный выпад против D.
 
А атакует D.
A снова атакует D, затем делает три четверти оборота влево и наносит удар снизу справа B.
 
А поворачивается вправо и наносит удар снизу слева В.
 
А снова наносит удар сверху справа против В, затем делает
три четверти оборота вправо и наносит удар снизу слева D.
 
А наносит удар сверху справа D и меняется с ним местами.
 
 
В то время как А и D меняются местами, то же самое одновременно делают С и В, так что танцоры располагаются следующим образом:
А B
D С
Теперь А сражается против В и иногда против D, а С — против D и иногда против В; они исполняют те же жесты и удары, которые описаны выше. Когда они поменяются местами, то будут располагаться так:
В А
С D
А делает жесты, описанные в начале, против D и иногда против В; С делает то же самое против В. Поменявшись местами, они" располагаются таким образом:
С D
В А
А сражается против В и иногда против D; С против D иногда против В. Поменявшись местами, они располагаются так:
D С
А В
Вы видите, что четыре танцора встали так же, как в начале, поскольку их первый пассаж завершен, и должны, не останавливаясь, сделать круг и вернуться, чтобы начать новый пассаж.
Каприоль. Я правильно сделаю жесты А и С, но вы не сказали мне, какие жесты должны делать В и D.
Арбо. Те же самые, что А и С, за исключением того, что, когда А и С делают три четверти оборота влево, D и В должны сделать только четверть поворота вправо; а когда А и С совершают поворот влево, D и В должны сделать свой поворот вправо. Другие пассажи вы сами выучите на досуге.
Каприоль. Мэтр Арбо, я благодарю вас за труд, который вы взяли на себя, обучая меня танцевать.
Арбо. Я бы хотел, чтобы результат моих уроков был равен моему доброму расположению к вам. В будущем я надеюсь показать вам мелодии и движения нескольких балетов и маскарадов, исполнявшихся в нашем городе. Мы займемся ими в другом трактате, как только у нас будет для этого свободное время. Занимайтесь танцами добросовестно, и вы станете подходящим партнером для планет, которые танцуют сообразно своей собственной природе, и для тех нимф, о которых Марк Варрон говорит, что видел их в Лидии выходящими из источника и танцующими под звуки флейт, а затем возвращающимися в воду. А после того, как вы потанцуете со своей возлюбленной, обратитесь к неисчерпаемому источнику своих занятий, чтобы преуспеть в них. Я молю Бога, чтобы он удостоил вас этой милости.
 
Перевод и публикация
ПАВЛА РАЙГОРОДСКОГО
 
Опубл.: Музыкальная академия. 1999. № 1.
 
 
 
 
размещено 15.08.2007
[1] Пье – французская мера длины, приблизительно равная длине стопы(около 30 см)
[2] Хорус — название нескольких старинных инструментов духовых (типа волынки), струнного и ударного.
[3] Congé (фр.) — прощание, уход, прощальный жест.

(1.8 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Размер: 81.57 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
ОРКЕЗОГРАФИЯ, или Трактат о танце в форме диалога, с помощью которого каждый может легко изучить благородное искусство танца и практиковаться в нем, написанный Туано Арбо, жителем Лангра
Денеш Золтаи. ЭТОС И АФФЕКТ: ИСТОРИЯ ФИЛОСОФСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЭСТЕТИКИ ОТ ЗАРОЖДЕНИЯ ДО ГЕГЕЛЯ. (Гл. 1 "Музыкальная эстетика античного периода". Гл.2. "Судьбы музыкальной эстетики в средневековье").

Категория: Первый Трактат о танце | Добавил: sasha-dance (11.11.2014)
Просмотров: 1241 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  •  
  • Программы для всех
  • Лучшие сайты Рунета