«Вацлав» – набросок. Юлия Бритвина
Танцовщица - Патрисия Тичи Фото: Х.Бадеков
Шесть лет назад труппа «Hamburg Ballett» представила в Петербурге масштабную постановку Джона Ноймайера «Нижинский». Основанный на фактах биографии великого танцовщика, балет раскрывал драматический строй неспокойной души героя и окунал зрителя в фантасмагорическую атмосферу «Русских сезонов». Тогда в трактовке Ноймайера «тема Нижинского» прозвучала настолько ярко, емко и убедительно, что, казалось, добавить больше нечего. Однако на фестивале «Дягилев. P.S.» мы увидели еще три балета, так или иначе варьирующие тему. Один из них – из раннего Ноймайера – «Вацлав» (1979) – первое приближение к теме, ее акварельный набросок. В нем нет конкретного сюжета. Это своего рода хореографическая медитация одного героя – Нижинского – под танцевальную музыку Баха.
Сцена из балета "Вацлав". Солист - А.Рябко Фото: Н.З.
На голубом заднике сцены чернеет силуэт рояля. Под его аккомпанемент в ритме аллегро Вацлава окружают пары. В коротком антре три девушки, подчиняясь беглым росчеркам музыки, обегают мелким па suivi вокруг своих партнеров до тех пор, пока не прозвучит четкий аккорд и мужская рука, твердо ложащаяся на плечо танцовщиц, не останавливает их бесконечное кружение. Взметнув и подхватив девушек в высокой поддержке, они пропадают за кулисами, оставляя героя наедине с собой.
Вацлав словно растворяется в музыке. Под стремительные музыкальные пассажи он скользит, меняя направления, и застывает в позировке с поднятыми руками. Но мимолетное воспоминание о Фавне на мгновение нарушает «невесомое» состояние души.
Нервные «выстреливающие» жете в разные стороны сочетаются с движениями рук, которые будто с усилием открывают перед собой невидимые двери. Вырвавшаяся в воздух кисть руки еле повинуется воле своего обладателя, уже через миг вновь попадающего в поток воздушных па. Но вот герой замирает, боясь случайным движением вспугнуть танец дуэтов. В контрасте с их строго расчерченными по пространству траекториями и упорядоченными комбинациями возникает «иная» девушка. С распущеными волосами и без обуви, она, свободно двигаясь в постоянно меняющихся направлениях, занимает своим стихийным танцем всю сцену. Быть может, это одна из босоножек-модернисток нового времени, современница Нижинского? Ей на смену приходит еще один дуэт, перетекающий в трио с главным героем. Солисты в этой паре как будто избегают физических соприкосновений. Держась на расстоянии, они лишь единожды обратятся взглядами друг к другу и продолжат путь. Вацлав незаметно включается в их танец, то подменяя собой партнера девушки, то оказываясь между ними. В партерном трио постепенно возникает «воздух»; девушка словно сама собой отрывается от пола (с помощью партнера) и в высоких поддержках парит, как ангел, то отлетая, то возвращаясь к Вацлаву.

После заключительной вариации героя начинается зеркальная реприза – обратный отсчет балета. Повторив свои хореографические темы, зыбкие танцевальные образы исчезают, оставляя Нижинского наедине с музыкой Баха, которая так и не смолкает в его душе.
|