 |
Издательство: Планета МузыкиГород издания: Санкт-ПетербургГод издания: 2009Кол-во страниц: 192
В книге Н. Н. Вашкевича (1876–1937) «История хореографии всех веков и народов» рассказывается о многовековой истории одного из древнейших искусств — танца, со временем сложившегося в классический балет. Свое видение театра будущего автор излагает в сочинении «Дионисово действо современности», которое также включено в настоящее издание.Книга может быть полезна студентам театральных учебных заведений, а также всем интересующимся историей искусства.
ПредисловиеПриступая к предлагаемой книге, которая разделена на два выпуска, мы имели в виду дать краткий очерк истории хореографического искусства в его проявлениях в творчестве всех народов; во-первых, в эпической стадии его — в народной пляске (вызываемой гимнастическими потребностями, религиозными или потребностью развлечения), затем в стадии бoлеe изощренного вида — бального танца и, наконец, в стадии театрального танца.Задача систематизировать исторические факты в хронологической их очереди для нас кажется не существенной; располагая их, мы руководствуемся родственностью плясовых видов со стороны их форм и внутреннего содержания.Первая наша задача — обрисовать общий характер рас, национальностей и типичнейших для этого искусства эпох культуры для того, чтобы восстановить общее психологическое содержание плясок и танцев, которые везде и во все времена точно выражают не только характер их, но являются типичнейшими отражениями всех политических, экономических, религиозных и эс те тических переживаний на протяжении исто рии.Во-вторых, мы имеем в виду обрисовать, насколько это возможно, психологическое содержание каждого плясового вида и, в частности, каждой пляски и танца отдельно.Третья наша задача — восстановить средства технического выполнения плясок и танцев всех национальностей и исторических эпох.Хореографическое искусство — одно из дейcтвeнныx искусств, т. е. преходящее (как и все сценические искусства). И до сих пор, т. е. до изобретения системы записи движений чeлoвечecкогo тела знаками, которая дает нам теперь полную возможность стенографически записывать танцы нотными знаками (о чем мы будем говорить в следующем выпуске нашей книги), — до сих пор хореографическое искусство не имело возможности оставлять в своей истории наглядных памятников, как искусства статические, как живопись, скульптура и др.По картине, по статуе или барельефу, которые изображают пляску, можно с точностью установить только один момент пляски; в литературном описании, самом точном и добросовестном, надо считаться с индивидуальностью автора, который невольно пропустит массу движений в силу индивидуальности своих вкусов и своего внимания; наконец, слово, как бы оно ни было гибко и ритмично, не имеет средств передать колебание материи.По всему этому для восстановления картины прошлого хореографии — один путь — изучение истории культуры и психологии национальностей в связи с памятниками их искусств и быта.Мы ведем наш очерк истории хореографии с древнейших культур и должны оговориться, что в разрешении интересующих нас вопросов мы поставлены, как и историки быта народов древности, в невыгодные условия. Психология и культура древних очень туманны. Не говоря уже о недостатках памятников, мы, люди современности, не в силах постичь впoлне психику древнейшего египтянина с его мистической религиозностью, простого эллина с его радостной, как его пляска, религией, не можем, потому что многое в самой нашей природе изменилось и многие черты психики и физики раннего человека с течением тысячелетий в нас атрофировались.Мы находим возможным непосредственно пocле рассмотрения античной хореографии (нашей II главы) говорить о деятельности Айседоры Дункан, несмотря на то пространство времени, которое лежит между античным миром и нашей эрой. Как известно, Айседора Дункан воскрешает своими плясками античные принципы движений, и вот почему мы находим необходимым говорить о ней вслед за историей античной хореографии.Следующий выпуск мы имеем в виду посвятить истории хореографии средних веков, нового и новейшего времени (IV глава), истории хореографии Poccии (V глава), техник балетных танцев (VI глава) и, наконец, системе записи движений человеческого тела нотными знаками, изобретенной В. И. Степановым и разработанной балетмейстером Императорских Московских театров А. А. Горским (VII глава). Повторяем, еще раз, — наша книга имеет целью посильно дать материал для изучения, во-первых, психологического содержания плясовых видов, во-вторых — для восстановления картины технического выполнения их.
ОглавлениеБалет и судьба. Творческий путь Николая Вашкевича .......... 3Предисловие .......... 7Источники .......... 12Вступление .......... 15ГЛАВА I. Хореография древнейших культур .......... 25Священная пляска .......... 28Деление религиозных плясок .......... 31Параллель с современными танцами .......... 32Китай .......... 33Техника .......... 35Египет .......... 37Астральная пляска Зодиака .......... 38Озирис и другие божества .......... 39Пляска Аписа .......... 39Обрядовые пляски .......... 40Праздник Вечности .......... 42Массовые танцы (по барельефами рисункам гробниц II, IV и V династий) .......... 42Техника .......... 47Индия .......... 51Евреи .......... 53Исторические моменты плясок (по Библии) .......... 55Ассиро-Вавилония .......... 58ГЛАВА II. Античная хореография .......... 61I. Греция .......... 61Деление плясок (по Платону) .......... 65Значение плясок .......... 68Общие замечания .......... 69Техника .......... 73Особенности античной хореографии .......... 76Пляски ансамблей .......... 79Культовые пляски .......... 87Сельскохозяйственные пляски .......... 96Пляски других культов .......... 97Мистерии Диониса .......... 98Пляска менад .......... 101Элевсинские мистерии .......... 104Орфеизм .......... 106Другие мистические культы .......... 107Общие замечания .......... 108Обрядовые пляски .......... 108Погребальные танцы .......... 111Увеселительные танцы .......... 112Пиррические пляски .......... 116Гимнопедия и Эпоплея .......... 116Калобризмос и другие .......... 117Костюмы при греческих плясках и танцах .......... 118Сценические танцы .......... 121Правила сценических движений .......... 125Техника танцев хора .......... 126Молитвенные жесты и другие .......... 128II. Рим .......... 129Танцы в римском театре и мимы .......... 134Пантомима .......... 137Балет .......... 138Кордебалет .......... 139Балеты в императорское время .......... 142Маскарады .......... 143Положение танцев в Риме .......... 144Техника и виды танцев .......... 144Число балетных трупп и вкусы публики .......... 147Оргиастические культы Рима .......... 149ГЛАВА III. Айседора Дункан и античные принципы ее плясок .......... 151Творчество Айседоры Дункан .......... 156Принципы Айседоры Дункан .......... 160Школа ее .......... 162Правила движений .......... 164Режим в ее школе .......... 167Дионисово действо современности. Эскиз о слиянии искусствВступление .......... 171О театре будущего .......... 173