Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.
Фелисите-Виржини Гюллен-Сор (Felicite Hullin-Sor, наст. фам. Ришар)
(1805-1850), артистка балета, балетмейстер, педагог, балетная танцовщица
московсковского театра и сочинительница балетов в 20-х годах XIX в.
Родилась 9 марта 1805 года в Париже. Отец девочки, танцовщик
Гюллен, был учеником Новера, хорошим танцовщиком и известным
провинциальным балетмейстером. Дочь уже с десяти лет участвовала в
спектаклях, с 1816 выступала в Лондоне. В 1823 году ее пригласили
танцевать в Москву в Большой театр.
Но приехала юная танцовщица не одна. Ее сопровождал немолодой
супруг – испанский гитарист и композитор Фернандо Сор, которого прозвали
«Бетховеном гитары». Это был человек с пестрой биографией. Музыкальное
образование он получил в католическом монастыре Монсеррат, затем учился в
военной академии Барселоны, в тринадцать лет сочинил Торжественную
мессу для солистов, хора и органа, а в восемнадцать – написал оперу
«Телемах». После чего сеньор Сор стал чиновником в Мадриде. Когда
Испания в 1808 году была захвачена армией Наполеона, он начал писать
патриотические песни, но уже в 1810 году смирился с положением дел и
занял административный пост под покровительством французов. В 1813 году
французские войска были выставлены из Испании, а Сор уехал в Париж, где
стал преподавателем музыки и участвовал в концертах. Потом он перебрался
в Лондон и начал писать музыку для балетов. Четыре из них были
поставлены, в том числе «Сандрильона».
Мадам Гюллен-Сор прибыла в Москву осенью 1823 года. Состоялись
первые дебюты, и выяснилось, что у гастролерши отличная техника, которую
она постоянно совершенствует, но актерского дарования маловато. Большой
беды в этом не было – на сцене московского театра шло множество
дивертисментов, в которых француженка блистала. К тому же с
лирико-комедийными ролями она справлялась неплохо. меж тем строилось
новое здание – Большой театр, всем ныне отлично известный. И к его
открытию готовилась вся Москва.
Пролог к парадному спектаклю «Торжество муз», показанному 5
января 1825 года, писал поэт Дмитриев, музыку – композиторы Алябьев и
Верстовский, роль Гения России исполнил молодой, но уже знаменитый
Мочалов, партию Эрато доверили гастролерше Анжелике Каталани, чье
сопрано не знало себе равных. И что любопытно – Фелисите Гюллен-Сор не
только танцевала партию Терпсихоры, но и поставила все танцы и группы в
торжественном спектакле. Значит, унаследовала от отца балетмейстерский
талант.
Танцевала француженка в Москве около пяти лет, а вот ставила
балеты до 1839 года. Сперва – на музыку супруга. Первым их крупным
совместным детищем был балет «Сандрильона», поставленный в 1825 году уже
в новом Большом театре. Гюллен-Сар сама исполнила в нем партию
Сандрильоны. Ко дню коронования Николая I Сор сочинил балет «Геркулес и
Омфала», в котором выступила не только Гюллен-Сор, но и ее русская
воспитанница, ученица Театральной школы Прижевская.
Был успех, были аплодисменты, газеты отмечали даже великолепную
работу осветителей, но все, словно сговорившись, не называли имени
композитора. Поминали «мужа балерины», и только.
Фернандо Сор в Москве был принят хорошо – играл в концертах на
гитаре, исполнял собственные сочинения. Его супруга получала новые
партии в балетах Адама Глушковского, с семьей которого, видимо,
подружилась, и готовила свои постановки – в том числе на музыку Сора
«Альфонс и Леонора, или Любовник-живописец». В 1828 году муж уехал в
Париж, а какое-то время спустя сочинил великолепный гитарный дуэт
«Воспоминания о России».
Гюллен-Сор исполняла главные партии во многих балетах.
Прививала московской труппе преромантический, а позже – романтический
стиль танца, осваивала русский фольклор. Первая в России
женщина-балетмейстер.
Гюллен-Сор не только ставила свои балеты («Амур и Психея»,
«Астольф и Жоконд» в 1829 году, «Забавы султана, или Продавец
невольников» в 1834 году, «Дон Кихот Ламанчский, или Свадьба Гамаша» в
1835 году, «Влюбленная баядерка» и «Фенелла» в 1836 году, «Хитрый
мальчик и людоед» в 1837 году, «Розальба, или Маскарад муз» в 1839
году), но и возобновила балет Дидло «Рауль де Креки, или Возвращение из
крестовых походов». Она в 1837 году поставила в Москве «Сильфиду», взяв
за основу хореографию Тальони. Также она ставила спектакли в крепостном
театре князя Юсупова в его подмосковном имении Архангельское – «Зефир и
Флора», «Севильский цирюльник» и другие.
Очень успешной была премьера поставленного при участии
Гюллен-Сор балета Тальони «Сильфида», в котором главную партию исполнила
ее воспитанница, ученица московской балетной школы Екатерина Санковская
– ее трактовка образа стала на многие годы примером для других балерин.
Преподавала в Московском театральном училище. Среди учениц – Е.А. Санковская.
Точная дата смерти Фелисите Гюллен-Сор неизвестна. Скончалась она в Москве около 1850 года.
Наступала новая эпоха в хореографии, русский балет уже стоял на
пороге романтической хореографии. Гюллен-Сор была одной из
родоначальниц романтического стиля – а ее юные воспитанницы стали
виллисами в «Жизели».
Муж танцовщицы Ф. В. Гюллень-Сор - Фернандо Сор (Сорс,
Sor, Sors), Фернандо (13.2.1778, Монтсеррат, близ г. Барселона, -
10.7.1839, Париж), испанский гитарист и композитор. Один из лучших
гитаристов своего времени. С 1813 жил в Париже, где выступал с
концертами, затем гастролировал во мн. странах, в т. ч. в России. В
1823-28 работал в Москве. Автор балетов: "Сандрильона" (1823, Париж,
балетм. Альбер), "Сицилиец, или Любовь-живописец" (совм. со
Шнейцхоффером, 1827, Париж, балетм. Анатоль) и др. "Сандрильона" была
показана в 1825 в день открытия Большого т-ра в Москве (балетм.
Гюллень-Сор).