Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.
Валуа(de Valois) Нинет де [настоящие фамилия и имя Станнус (Stannus)
Идрис] (р. 6.6.1898, Балтибойс, Ирландия), английская артистка балета и
балетмейстер.
Она родилась в Ирландии в городке Балтибойс в семье военного.
Псевдоним для нее выбрала мама, когда ее дочка по собственному желанию
решила поступить на сцену.
В 1914, после занятий у педагогов Э. Эспиносы и Э. Чеккетти,
дебютировала в 16 лет в Лондоне в театре "Лицеум". Подражая великой Анне
Павловой, она танцевала "Умирающего Лебедя", за что ее прозвали
"маленькой Павловой".
Выступала в программах мюзик-холла - тогда в Англии еще не было балета.
В 1923-26 выступала в труппе С. П. Дягилева. Занималась у
Н.Легата. Работала с Б.Нижинской, Л.Мясиным, танцевала в десяти
постановках М.Фокина и классических балетах, которые в Англии показал
бывший режиссер Мариинского театра Николай Сергеев.
В 1926 организовала в Лондоне Академию хореографического искусства, где значительное место уделялось классическому танцу.
В 1931 на базе академии организовала совместно с Л. Бейлис
балетную школу при театре "Олд Вик" (Лондон), из которой позднее была
сформирована балетная труппа "Сэдлерс-Уэллс" (с 1957 называется
Королевский балет). До 1963 руководила этой труппой, с 1963 — школой
Королевского балета.
Она рано начала преподавать и ставить, сочинив 50 одноактных балетов.
Валуа поставила балеты: "Безделушки" на музыку Моцарта (1922),
"Карьера Мота" Гордона (по серии картин художника У. Хогарта, 1935),
"Шахматы" Блисса (1937), "Лебединое озеро" Чайковского (1952) и др.
Валуа — автор книг по балету, почётный доктор литературы Оксфордского
университета (1950), почётный доктор музыки Лондонского университета
(1947).
По определению Бежара, была живым воплощением "танцев века":
знала классику и модерн, поощряла национальные традиции, развивала
современные направления. Нинет де Валуа - одна из культовых фигур
балетного искусства ХХ века. Английский балет - ее детище.
Нинет де Валуа была организатором и руководителем первой
постоянно действующей профессиональной балетной школы и труппы, притом в
стране, лишенной балетных традиций. Шаг за шагом, последовательно и
упорно она возводила величественное здание национального классического
балета. И своего добилась. После войны именно ее коллективу было
предложено работать в здании Ковент-Гарден, и уже в 1956 году он
приобрел статус Английского королевского балета и весьма обширный
репертуар. Сама Елизаветта II стала патроном труппы. А Нинет де Валуа
была удостоена высших почестей и наград. Но она не имела детей - только
свою труппу, которой руководила до 1963 года (школой - до 1971 года).
Даже отойдя от дел, де Валуа активно способствовала
реконструкции здания Ковент-Гарден. Написала автобиографию "Потанцуй со
мной", книги "Шаг за шагом", "Путешествие в мир балета", сочиняла стихи и
прозу. В последние годы она редко появлялсь в театре, хотя всегда
интересовалась балетными делами