Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.
Чеккетти (Cecchetti) Энрико (21.6.1850, Рим, - 12.11.1928, Милан), итальянский артист, балетмейстер, педагог.
Сын танцовщика и балетмейстера Чезаре Чеккетти Обучался во
флорентийской Академии танца, сначала у Баратти, затем у Джованни Лепри
(ученика К. Блазиса). Дебютировал в 1868 в балете "Никколо де'Лапи",
поставленном отцом (театр "Пальяно", Флоренция). Выступал в городах
Италии, в 1870 впервые в "Ла Скала". Гастролировал в Дании, Норвегии,
Голландии, Германии, Австрии, России (впервые в 1874). С 1885 ведущий
танцовщик "Ла Скала", где исполнял главные партии в балетах
"Эксцельсиор" и "Любовь" Маренко (балетм. Л. Манцотти). В 1887
гастролировал с собственной труппой в петербургском летнем театре
"Аркадия", где были показаны балеты Чеккетти: "Сила любви", "Мечта
художника" (по Ж. Перро), сокращённые версии балетов "Эксцельсиор" и
"Сиэба" (пост. Манцотти).
Как танцовщик с большим успехом выступил в балете "Гарлемский
тюльпан" Шеля (балетм. Л. И. Иванов и М. И. Петипа). В этом же году стал
первым танцовщиком, с 1890 - балетмейстером и с 1892 - репетитором
Мариинского театра. Чеккетти был танцовщиком-виртуозом, первым
исполнителем партий: Голубая птица ("Спящая красавица", 1890), Бог ветра
Вайю ("Талисман" Дриго, 1889). В 1892-1902 преподавал в Петербургском
театральном училище (с 1893 - педагог мимики, с 1896 - классического
танца). Был постановщиком (совместно с Петипа и Ивановым) танцев 1-го и
3-го действий балета "Золушка" Шеля (1893, Мариинский театр). Из-за
конфликта с дирекцией императорских театров уехал в Варшаву, где с 1902
руководил школой при варшавской Опере. В 1906 вернулся в Петербург, где
открыл школу. В 1911-21 главный педагог-репетитор Русского балета
Дягилева, исполнял также мимические роли: фея Карабос ("Спящая
красавица"), Фокусник ("Петрушка"), Кащей ("Жар-птица"), Евнух
("Шехеразада") и др. Чеккетти был учителем А. П. Павловой, сопровождал
её в турне по США (1913). В 1918 основал школу в Лондоне, в 1923
возвратился в Италию, открыл в 1925 школу в Милане. Последние
выступления Чеккетти состоялись в 1922 в Лондоне (Русский балет
Дягилева), в 1926 в Милане.
Чеккетти был выдающимся педагогом классического танца. Его
деятельность сыграла значительную роль в воспитании нескольких поколений
артистов балета в России и других европейских стран. В числе его
учеников в разное время были: В. А. Трефилова, Павлова, О. И.
Преображенская, Л. Н. Егорова, М. Ф. Кшесинская, Т. П. Карсавина, В. Ф.
Нижинский, М. М. Фокин, Л. В. Лопухова, А. Я. Ваганова, Ю. Н. Седова, Б.
Г. Романов, А. А. Горский, А. Р. Больм, М. М. Мордкин, С. Лифарь, Н. де
Валуа, А. Д. Данилова, А. Маркова и др. Пребывание в среде деятелей
русского балетного театра оказало значительное влияние на
исполнительское искусство Чеккетти, а также на педагогический метод,
выработанный им специально для русских учеников и отличавшийся чёткой
систематизацией. Чеккетти добивался максимального развития техники
(учитывая индивидуальные данные учеников), овладения особенностями
виртуозной техники итальянской школы и усвоения чистоты стиля
классического танца. Его метод преподавания был изучен и зафиксирован С.
Бомонтом, который написал в 1922 совм. с С. Идзиковским Учебник по
теории и практике классического театрального танца (A Manual of the
Theory and Practice of Classical Theatrical Dancing, 1922). В том же
году в Лондоне было организовано Общество Чеккетти (в дальнейшем
Британское общество учителей танца). Этот труд сохраняется Обществом
Чекетти, признан Королевским обществом учителей танца и используется
главным образом в Англии и странах Британского Содружества.