Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.
Аделина Антоновна Джури (9.4.1872, Каир — 23.12.1963, Москва) —
балерина, педагог-хореограф. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1945).
Итальянка по происхождению, она родилась в Каире.
В 1885 приехала в Россию.
Балетом начала заниматься дома под руководством педагога Xосе
Мендес (Mendez), который был женат на ее сестре, затем поступила в
Московское театральное училище в его же класс.
В 1891 дебютировала в Большом театре в партии Эсмеральды в
одноименном балете (балетмейстер Мендес), но вскоре уехала в Италию, и
два сезона выступала в театре «Ла Скала».
С 1894 вернулась в Москву и вновь выступала в труппе Большого
театра, где работала до 1903 года. Аделина Джури сразу заняла на
московской сцене первое положение.
Танец Джури отличался лёгкостью, грациозностью и вместе с тем
стремительностью, силой, виртуозным блеском. Однако этому стилю
свойственна была вычурная холодность, избегание эмоциональности, что
порой ставилось в укор балерине, притом что отмечалась ее техника: она
уверенно исполняла полное фуэте в 32 оборота, что русские балерины тогда
еще не умели.
Первая исполнительница партии Раймонды (1900, балетм. А. А. Горский, И. Н. Хлюстин).
В 1903 из-за неудачного падения и полученной травмы вынуждена была оставить сцену и начала педагогическую работу.
Преподавала в студии им. Ф. И. Шаляпина, школе сценического
танца («Остров танца») Центрального парка культуры и отдыха им. М.
Горького (Москва).
В 1926—1947 гг. педагог Московского хореографического училища.
Была замужем за А. А. Корзинкиным (1863—1939), археологом и
нумизматом, потомком одного из богатейших российских купцов (Карзинкины
вошли в десятку богатейших купеческих семей России после присоединения в
1873 году среднеазиатских земель, где текстильные фабриканты воздвигли
12 хлопкоочистительных заводов и устроили хлопковые плантации),
благотворителем, членом совета Третьяковки, семья которого еще в 1815
году выкупила дом, принадлежавший семье Федора Толстого на Покровском
бульваре (ныне дом 18/15 по Покровскому бульвару, сейчас музей). В этом
доме на втором этаже и проживала А. Джури со своей семьей. Нижний этаж
занимала сестра А. А. Корзинкина художница Елена Андреевна сначала
Корзинкина, затем Телешова со своим мужем — писателем Николаем
Дмитриевичем Телешовым. Там по средам, в течение нескольких лет,
1899—1916, собиралась московская творческая интеллигенция на
литературные вечера, получившие название «Среда».
После 1917 года все это богатство было национализировано, хозяевам оставили лишь комнату; это называлось «уплотнением».