Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.
Павел (Павел-Фридрих) Андреевич Гердт (22.11(4.12).1844, д.
Волынкино, под Петербургом, - 30.7(12.8).1917, Вамальоки, близ Териок,
Финляндия) — русский артист балета и педагог, с 1865 года ведущий
танцовщик Мариинского театра. Первый исполнитель главных мужских партий в
балетах «Спящая красавица», «Щелкунчик» и «Лебединое озеро».
Отец Е. П. Гердт, крупнейшей советской балерины 1920-х годов. Также выступал как балетмейстер.
Образование получил в балетном отделении Петербургского
театрального училища, которое окончил в 1865 году. Его учителями были М.
И. Петипа и X. П. Иогансон. Впервые появился на сцене в 1858 в балете
«Крестьянская свадьба» Стефани (па-де-труа), когда он был ещё учеником. В
1865—1916 работал в балетной труппе императорских театров, выступая в
первую очередь на сцене Мариинского театра, а также Александрийского и
Эрмитажного. Его считали лучшим классическим танцовщиком Петербурга.
Расцвет его мастерства совпал с расцветом русского балета — лучшими
постановками М.Петипа, балетным творчеством П. И. Чайковского и А. К.
Глазунова. Павел Гердт участвовал в премьерах на петербургской сцене
балетов П. И. Чайковского, в ведущих ролях: Дезире («Спящая красавица»),
принца Коклюша («Щелкунчик»), Зигфрида («Лебединое озеро»). Его
танцевальная манера отличалась благородством, пластичностью и мимической
выразительностью. В 1909 гастролировал в Париже. Последнее выступление
состоялось в 1916. Дочь Павла Гердта Елизавета — одна из немногих звезд
императорского балета, оставшихся после революции работать в СССР.
Ученики
В 1880—1904 преподавал в Петербургском театральном училище. Его
учениками, в частности, были: Булгаков, Алексей Дмитриевич (1872—1954);
Ваганова, Агриппина Яковлевна (1879—1951); Карсавина, Тамара Платоновна
(1885 — 1978); Кякшт, Лидия Георгиевна (1885—1959); Легат, Сергей
Густавович (1875—1905); Монахов, Александр Михайлович (1884—1945);
Павлова, Анна Павловна (1881—1931); Солянников, Николай Александрович
(1873—1958); Фокин, Михаил Михайлович (1880—1942); Ширяев, Александр
Викторович (1867—1941).