Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.
Гилен Тесмар, звезда мирового балета, педагог. Выдающаяся
романтическая балерина XX столетия, с эталонными чувством стиля и
музыкальностью.
Родилась в Пекине (Китай) 18 марта 1943 г. Обучаться балету
начала на Кубе (ее отец служил во Французском посольстве) у сестры
Алисии Алонсо К. Мартинес. Вернувшись в Париж, продолжила занятия в
Парижской национальной консерватории (класс Соланж Шварц). Также
регулярно занималась у Ива Брие, Любови Егоровой, Сержа Перетти.
Дебютировала в 1961 г. в труппе Большой балет маркиза де
Куэваса. Потом танцевала в труппе Жоржа Скибина (1962 г.). Затем - в
труппе "Музыкальная молодежь Франции" (1962-68 гг.), которой руководил
Пьер Лакотт. Встреча с ним - он вскоре стал ее мужем - предопределила ее
дальнейшую творческую судьбу. Танцевала также в труппах Балет Рамбер,
Балет Парижа под руководством Ролана Пети (1967 г.), Большой канадский
балет (1968-69 гг.).
Гилен Тесмар и Микаэль Денар, будущие постоянные партнеры и
всемирно известные танцовщики, стали открытием "Музыкальной молодежи
Франции". Для них Пьер Лакотт поставил свои лучшие оригинальные балеты и
осуществил первую, наиболее известную реконструкцию - балета "Сильфида"
Ж. Шнейцгоффера, поставленного в 1832 г. в Парижской опере Филиппо
Тальони для своей дочери, балерины Марии Тальони. "Сильфида" вернулась
из небытия в качестве фильма-балета. Фильм показало французское ТВ, и
все трое - балетмейстер Лакотт, Сильфида-Тесмар и Джеймс-Денар
проснулись знаменитыми. В том же 1972 г. этот балет уже был
воспроизведен на сцене Парижской национальной оперы, и Тесмар была
принята в труппу сразу в ранге этуали.
В ее репертуар входили все основные партии классического
репертуара: Жизель, Одетта-Одиллия, Аврора, Никия (картина "Тени" из
балета "Баядерка"), Раймонда, а также ведущие партии в балетах Дж.
Баланчина "Агон" И. Стравинского, "Хрустальный дворец" на музыку Ж.
Бизе, "Вальс", "Цыганка" и "Сонатина" на музыку М. Равеля, "Блудный сын"
С. Прокофьева; Дж. Роббинса - "Послеполуденный отдых фавна" на музыку
К. Дебюсси, "Концерт соль мажор" на музыку М. Равеля; Р. Пети -
"Шехеразада" на музыку М. Равеля (мировая премьера, 1974 г.),
"Фантастическая симфония" на музыку Г. Берлиоза и "Просветленная ночь"
на музыку А. Шенберга (мировая премьера, 1976 г.); С. Лифаря - "Федра"
Ж. Орика и "Видения" А. Соге; балете Э. Тюдора "Сиреневый сад" на музыку
Э. Шоссона.
Исполняла ведущие партии в балетах М. Фокина и Б. Нижинской.
Танцевала в других балетах, реконструированных Пьером Лакоттом,
в том числе партию Сванильды в "Коппелии" Л. Делиба (хореография А.
Сен-Леона, Парижская опера, 1973 г.), партию Флер-де-Шан в балете "Дева
Дуная" А. Адана (хореография Ф. Тальони, театр Колон, Буэнос-Айрес, 1978
г.)
На протяжении своей балеринской карьеры в Опере (она
закончилась в 1983 г.) регулярно танцевала в качестве приглашенной
звезды в труппе Нью-Йорк сити балет.
В том же качестве выступала в Аргентине, Италии, Германии, на Кубе и других странах.
Сотрудничала с выдающимися хореографами - Джорджем Баланчиным,
Джеромом Роббинсом, Роланом Пети, Фредериком Аштоном, Энтони Тюдором,
Кеннетом МакМилланом, Морисом Бежаром, Джоном Батлером, Жаном-Кристофом
Майо, Уве Шольцем и др.
Среди наиболее известных партнеров - Микаэль Денар, Сирил Атанасов, Паоло Бортолуцци, Питер Мартинс, Рудольф Нуреев.
В 1972 г. исполнила ведущие партии в спектаклях Ленинградского
государственного академического театра оперы и балета имени С.М. Кирова
(ныне Мариинский) "Спящая красавица" и "Жизель".
В 1977 г. в составе балета Парижской оперы гастролировала в
Москве (Большой театр и Кремлевский дворец), выступив в "Сильфиде", а
также в балетах "Блудный сын", "Послеполуденный отдых фавна", "Концерт
соль мажор".
В 1987 г. Рудольф Нуреев, возглавлявший тогда балетную труппу
Парижской оперы, пригласил ее вернуться в качестве педагога. В настоящее
время она ведет в Опере класс усовершенствования.
В качестве педагога приглашалась также в Королевский балет Ковент Гарден.
Давала мастер-классы в Академии русского балета имени А. Я. Вагановой.