Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.
ГУСЕВ Пётр Андреевич [p. 16(29).12.1904, Петербург], советский артист, балетмейстер, педагог.
Заслуженный артист РСФСР (1947), заслуженный деятель искусств РСФСР (1966).
В 1922 г. окончил Петроградское хореографическое училище (ученик A. B. Ширяева и В. И. Пономарёва).
Один из организаторов группы "Молодой балет" (1923).
В 1922-35 гг. артист Ленинградского театра оперы и балета.
Первый исполнитель ролей: Щелкунчик (1929, балетмейстер Ф. В.
Лопухов), Асак ("Ледяная дева", 1927, балетмейстер тот же), Жером
("Пламя Парижа", 1932, балетмейстер В. И. Вайнонен); участник премьеры
"танцсимфонии" "Величие мироздания" на музыку Бетховена (1923,
балетмейстер Лопухов).
Среди ролей: Джеймс ("Сильфида"), Люсьен ("Пахита"),
Иван-царевич ("Жар-птица"), Амун ("Египетские ночи"), Борис ("Болт"
Шостаковича), Трубадур ("Раймонда"), Голубая птица, Дезире; Кули
("Красный мак"), па-де-дё ("Тщетная предосторожность"), уральский,
украинский танцы ("Конёк-Горбунок"), танец египетских акробатов (в опере
"Юдифь" Серова, балетмейстер Ф. В. Лопухов).
Одновременно в 1932-35 гг. работал в Ленинградском Малом театре.
Роли: Франц; Пётр ("Светлый ручей" Шостаковича) - оба постановки Лопухова.
В 1935-45 гг. солист Большого театра.
Роли: Гирей, Жан де Бриен; Абдерахман ("Раймонда"), Менерс ("Алые паруса" Юровского).
Вёл большую концертную работу в Ленинграде с О. П. Мунгаловой и Т. М. Вечесловой, в Москве с О. В. Лепешинской.
В 1945-50 гг. художественный руководитель балета Театра им.
Кирова, в 1960-62 гг. главный балетмейстер Ленинградского Малого театра,
1962-66 гг. - Новосибирского театра, в 1958-60 гг. руководитель курсов
балетмейстеров в КНР, организатор балетного театра в Пекине, училищ в
Шанхае, Гуанджоу (Кантоне).
Постановки: "Семь красавиц" (1952, Театр им. Ахундова, Баку;
1953, Ленинградский Малый театр; 1963, Киев; 1963, Новосибирск), "Три
мушкетёра" Баснера (1966, Новосибирск), "Ледяная дева" (1964, там же, по
Лопухову).
С группой учеников-балетмейстеров поставил в Пекине балеты:
"Красавица рыбка" У Цзуцяна и Ду Минсина (1959), "Наводнение" Ду Минсина
(1960), предприняв первые опыты совмещения приёмов европейского и
китайского классического танца.
Преподавал в Ленинградском институте театрального искусства
(1922-30), в Ленинградской государственной эстраде и эстрадном техникуме
(1925-35), Ленинградском хореографическом училище (1927-30),
Ленинградском Малом театре (1930-35, 1960-62), Московском
хореографическом училище (1935-41, художественный руководитель училища),
моcковском Большом театре и Театре им. Станиславского и
Немировича-Данченко (1935-40, 1950-57), Новосибирском театре (1963-66),
Пекинском хореографическом училище, с 1966 г. руководитель
балетмейстерского отделения кафедры музыкальной режиссуры Ленинградской
консерватории; с 1973 г. профессор.
Автор многочисленных статей в периодической печати, сборниках
"Алексей Ермолаев" (1974), "Михаил Габович" (1977), "Воспоминания об
Асафьеве" (1976).
Написал предисловия к книгам Ю. Слонимского "В честь танца" (1968) и "Драматургия балетного театра XIX века" (1977).
Сочинения: Новый "Щелкунчик", "СМ", 1966, No 7; Балеты,
семинары, сомнения, "Театр", 1966, No 3; Три конкурса балета, там же,
1972, No 6; "Спящая красавица" в сб.: Мариус Петипа, Л., 1971; Главное
направление - современность, в сб.: Музыка и хореография современного
балета, 1975.