Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.
Сергей Густавович Легат (1875—1905) — русский танцовщик,
балетмейстер и педагог балета. Представитель династии артистов балета
Легат-Обуховых. Сын балетных танцовщиков Петербургской императорской
сцены Густава Легата и его жены характерной танцовщицы и пантомимной
актрисы Марии Семеновны Легат (урожденной Гранкен), брат Николая Легата.
Всего в семье было пятеро детей, и все были отданы в балетную школу.
Сергей Легат родился в Москве 15 (27) сентября 1875 года.
Образование получил в балетном отделении Петербургского
театрального училища, которое окончил в 1894 году. Педагоги: П. А.
Гердт, X.П.Иогансон, Л. И. Иванов. По окончании училища был принят в
кордебалет императорского Мариинского театра, в 1896 был переведён в
корифеи, а с 1897 в солисты. Сергей Легат принадлежал к лучшим
танцовщикам своего времени.
Среди его партнёрш были прославленные балерины Т. П. Карсавина,
М. М. Петипа. В 1902—1903 гг. вместе со своей гражданской женой и
постоянной партнёршей по характерным и комедийным номерам Марией
Мариусовной Петипа гастролировал в Вене, Париже, Монте-Карло, Будапеште.
Выступал и как балетмейстер, поставив несколько балетных
номеров; в 1903 году или, по другим источникам — в 1905 году, совместно с
братом Николаем Легатом поставил балет «Фея кукол» Байера для
исполнения выдающимися балеринами театра: М. Ф. Кшесинской ("Фея
кукол"), А.Павловой (испанка), В.Трефиловой (японка), А.Вагановой
(китаянка), О.Преображенской (кукла Бебе). Роли двух Пьеро исполняли
М.Фокин и сам Сергей Легат. Сюжет балета был прост: куклы в маленьком
магазинчике игрушек ночью оживали и устраивали празднество во главе с
феей кукол. Балет был решен полностью в рамках академического стиля,
напрочь отметая все реформаторские балетные течения. Оформил спектакль
Леон Бакст.
Помимо сценической деятельности, занимался педагогической: с
1896 г. преподавал в Петербургском театральном училище искусство мимики и
поддержки. С 1898 г. был репетитором балетной труппы Мариинского
театра.
Так же, как брат Н. Г. Легат, он очень неплохо рисовал, в
частности, они совместно создали немало карикатур и шаржей на своих
товарищей по балетной труппе. Плодом их рисовального творчества стал
совместно изданный альбом «Русский балет в карикатурах» (СПБ, 1903),
включающий карикатуры на прославленных деятелей русского балета: Э.
Чекетти, А. Я. Ваганову, М. К. Обухова, М. И. Петипа, М. М. Петипа, А.
В. Ширяева, Т.Карсавину, М. М. Фокина, М. Ф. Ксешинскую и множество
других[4], а кроме того создали серию автошаржей и на себя.
Жизнь оборвалась трагически. Во время забастовки артистов в
1905 году он был вынужден снять свою подпись под петицией и подписать
документ, направленный против его революционно настроенных коллег по
балетному цеху, это несогласие с собственной совестью привело к
катастрофе — талантливый артист покончил жизнь самоубийством 19 октября
(1 ноября) 1905 года: «утром его нашли с перерезанным бритвой горлом»
(Тамара Карсавина).
Жена (гражданский брак): балерина М. М. Петипа, дочь
прославленного балетмейстера М. И. Петипа и балетной примы М. С.
Суровщиковой-Петипа.
По воспоминаниям Ф. В. Лопухова, сравнивавшего деятельность
двух братьев, Сергей Легат «уступал Николаю как танцовщик, но
значительно превосходил его как артист». Балерина Тамара Карсавина
сказала, что Сергей был всеобщим любимцем труппы, с его смертью «каждый
ощутил в душе пустоту, словно из нашей жизни ушел солнечный свет».