Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.
ЛОПУХОВ Андрей Васильевич [8(20).8. 1898, Петербург, - 23.5.1947,
Ленинград], советский артист, педагог. Заслуженный артист РСФСР (1939).
Брат Ф. В. Лопухова.
По окончании Петроградского театрального училища (ученик Л. С.
Леонтьева и A. B. Ширяева), в 1916-45 гг. в Мариинском театре (Театр им.
Кирова).
Был ведущим характерным танцовщиком. Большое внимание уделял
тщательности внешнего рисунка и драматургической разработке роли.
Благородство лаконичного жеста, красота выверенного до мелочей
пластического рисунка, особая элегантность отличали его исполнение в
традиционном характерном репертуаре: танцы - испанский ("Лебединое
озеро" и "Арагонская хота"), славянский, украинский ("Конек-Горбунок"),
сарацинский, панадерос ("Раймонда"), фанданго ("Дон Кихот"), форбан
("Корсар"), мазурка, краковяк и лезгинка (в операх "Иван Сусанин",
"Руслан и Людмила"), половецкие пляски.
Упорной, вдумчивой работой над образом Лопухов достигал впечатления стихийной мощи и темперамента (танец в "Баядерке").
Первый исполнитель партий: Чернобог ("Ночь на Лысой горе" на
музыку Мусоргского, 1924, балетмейстер Ф. В. Лопухов), Баск ("Пламя
Парижа", 1932, балетмейстер В. И. Вайнонен), Нурали (1934, балетмейстер
Р. В. Захаров), Меркуцио (1940, балетмейстер Л. М. Лавровский).
Среди его лучших ролей - Эспада ("Дон Кихот").
С 1927 г. преподавал характерный танец в Ленинградском
хореографическом училище и Театре им. Кирова, с 1930 г. - в
Ленинградском Малом театре.
Один из основоположников методики преподавания народно-характерного танца.
Соавтор учебника "Основы характерного танца" (1939), автор
труда "20 лет характерного танцовщика" (рукопись; библиотека
Ленинградского отделения ВТО).
В числе его учеников - Ю. Н. Григорович, И. Д. Бельский, Т. В. Балтачеев, Н. Р. Мириманова.