Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.
МЕССЕРЕР Михаил Григорьевич (родился 24 декабря 1948 года) — российский балетный репетитор, педагог.
Представитель знаменитой балетной династии. Родился 24 декабря 1948 г. в Москве в семье известной балерины Суламифи Мессерер.
В 1968 г. окончил Московское академическое хореографическое
училище (ученик Александра Руденко) и поступил в балетную труппу
Большого театра, где в классе усовершенствования артистов занимался у
своего дяди, Асафа Мессерера.
Среди сольных партий в Большом театре: Коралл ("Конек-горбунок"
Р. Щедрина, хореография А. Радунского); па де труа ("Лебединое озеро"
П. Чайковского, редакция А. Мессерера); Садовник-кактус, Граф Вишенка
("Чиполлино" К. Хачатуряна, хореография Г. Майорова); Моцарт ("Моцарт и
Сальери" на музыку В. А. Моцарта и А. Сальери, хореография В.
Боккадоро); друзья Ферхада ("Легенда о любви" А. Меликова, хореография
Ю. Григоровича).
Неоднократно выступал как приглашенный солист с другими
театрами: с Ленинградским государственным академическим театром оперы и
балета имени С. М. Кирова (ныне Мариинский) - в партии Вацлава в
"Бахчисарайском фонтане" Асафьева (Мария - Елена Евтеева), с Пермским
государственным академическим театром оперы и балета имени П.
И.Чайковского - в партии Принца Зигфрида в "Лебедином озере" Чайковского
(Одетта-Одиллия - Любовь Кунакова) и Принца Дезире в "Спящей красавице"
Чайковского (Аврора - Галина Рагозина), в той же партии в Пражском
национальном театре и др.
Выступал с труппами Театра имени Кирова — Мариинского театра,
Пермского театра оперы и балета, Пражского национального балета в
качестве приглашенного артиста.
В 1978 г. получил специальность педагога-балетмейстера, окончив
ГИТИС, где учился у Р.Захарова, Е. Валукина, Р. Стручковой, А. Лапаури.
В 1980 г. во время гастролей Большого театра в Японии попросил
вместе с матерью политического убежища в посольстве США и остался на
Западе.
Работает в качестве приглашенного педагога в Американском
балетном театре (АБТ), Парижской национальной опере, труппе Балет Бежара
в Лозанне, Австралийском балете, Балете Монте-Карло, миланском театре
Ла Скала, Римской опере, неаполитанском театре Сан-Карло, флорентийском
Оперном театре, Королевском театре в Турине, театре Арены (Верона),
театре Колон (Буэнос-Айрес), в балетных труппах Берлина, Мюнхена,
Штутгарта, Лейпцига, Дюссельдорфа, Токио балете, Английском национальном
балете, Бирмингемском королевском балете, Королевском шведском балете,
Королевском датском балете, Балете Чикаго, Национальном балете Турции,
Балете Гетеборга, Кульберг-балете, Национальном балете в Будапеште,
Национальном балете Марселя и других труппах.
Работал в труппах под руководством Нинетт де Валуа, Фредерика
Аштона, Кеннета МакМиллана, Ролана Пети, Мориса Бежара, Матса Эка,
Жана-Кристофа Майо, Рудольфа Нуреева.
Ставил "Баядерку" Л. Минкуса (Пекин, Анкара), "Золушку" С.
Прокофьева (Токио) - совместно с С. Мессерер, а также "Лебединое озеро"
П. Чайковского (Гетеборг), "Коппелию" Л. Делиба (Лондон), "Щелкунчик" П.
Чайковского (Люксембург) и др.
В 1993 г., впервые после побега на Запад (через тринадцать лет)
приезжал в Москву - по приглашению Дмитрия Брянцева давал мастер-классы
артистам балетной труппы Московского академического музыкального театра
имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. С 2002 г.,
получив приглашение Махарбека Вазиева, начал регулярно проводить
мастер-классы для балетной труппы Государственного академического
Мариинского театра. С этой труппой приезжал на гастроли в Москву и в
США.
Более двадцати пяти лет является постоянным приглашенным
педагогом лондонского Королевского балета Ковент-Гарден. С этой труппой
был на гастролях в России, Италии, США, Японии, Аргентине, Сингапуре,
Израиле, Греции, Дании, Австралии, Германии, Норвегии, Китае.
Михаил Мессерер неоднократно готовил постановки для зарубежных
балетных трупп. Мессерер работает преимущественно с классическим
репертуаром, хореографией Петипа, Горского, Асафа Мессерера.
В 2007 году Михаил Мессерер восстановил балет «Класс-концерт» в Большом театре.
19 мая 2009 года стал главным балетмейстером
санкт-петербургского Михайловского театра. С мая по октябрь 2009 года
работал под началом Фаруха Рузиматова, занимавшего пост художественного
руководителя труппы.