ПЕСТОВ Пётр Антонович
Петр Антонович Пестов, мой родной дядя, всю свою жизнь посвятил классическому балету. Более пятнацати лет он возглавлял кафедру классического танца в Московском Академическом Хореографическом Институте при Большом Театре. Судьба моего дяди поразительна и драматична. С детства познал, что такое тяжелый физический труд. Пас скотину, выполнял самую грязную и изнурительную работу. Воспоминание детства - это два слова, главные желания "есть" и "спать". Видно такое прессование вызвало обратную реакцию, вызвало стремление к чему-то возвышенному, красивому и волшебному. Таким миром оказался мир театра, куда и устремился талантливый подросток. Сбежал из дома, поступил в Пермское хореографическое училище, закончив которое, долгое время танцевал, как солист на сцене Новосибирского Театра Оперы и Балета. По окончании танцевальной карьеры, поступил в ГИТИс, чтоб стать педагогом хореографии.
Петр Антонович стал выдающимся педагогом классическоо танца, среди его учеников много солистов-премьеров самых крупных театров мира, в том числе и Большого Театра. До сих пор многие ученики вспоминают своего учителя, берут уроки, советуются. Многие, уже сами закончили свою сольную карьеру ,и становятся учителями нового поколения танцовщиков. Среди учеников Петра Антоновича такие известные артисты как Николай Цискаридзе, Малахов, Богатырев, Гордеев и многие другие. Уже двенадцать лет мой дядя, которому 78 лет, преподает в Штудгартской Академии танца при Штудгартском театре оперы и балета. Его ученики танцуют на ведущих сценах мира. Вот такая судьба крестьянина бывает. Петр Антонович Пестов родился под знаком Козерога в конце декабря 1929 года в селе Шагурово Челябинской области. Судьба чудесным образом забросила его в Пермь, куда было эвакуировано Ленинградское хореографическое училище, и где он встретился с выдающимися педагогами Вагановской школы. Потом была работа в Пермском и Новосибирском театрах, учеба в ГИТИСе и, наконец, Московское академическое хореографическое училище, в котором он начал работать с 1964 года и создал уникальный метод подготовки современного классического танцовщика. Первый же пестовский выпуск, а состоялся он в 1968 году, открыл звездные имена Вячеслава Гордеева и Александра Богатырева: оба – премьеры Большого театра, оба – народные артисты, оба – лауреаты всесоюзных и международных конкурсов. В 1996 году Петр Антонович начал преподавать в Школе Джона Крэнко в Штутгарте, и теперь его западные ученики успешно работают в Германии, Австрии, Голландии, Франции, Швейцарии и США. На сцене пестовских учеников можно узнать сразу: их отличает академическая чистота исполнения, четкие вращения, воздушные прыжки, элегантность и эмоциональная наполненность образов. Если взглянуть на внушительный список выпускников Петра Антоновича, то поражает не только их количество, но и масштабы, размах и география их деятельности. Они разъехались по всему миру, стали известными танцовщиками, руководителями балетных трупп и школ, хореографами и педагогами, включая балет Большого театра, который в разные годы возглавляли Вячеслав Гордеев, Александр Богатырев, Алексей Ратманский, а ныне – Юрий Бурлака. Журнал «Балет», который всегда с глубоким уважением относится к самоотверженному труду педагогов и награждает их своими призами на международных балетных конкурсах, в 1999 году отметил 70-летие Петра Антоновича Пестова вручением ему приза «Душа танца» в номинации «Учитель». И тогда впервые на сцене Музыкального театра имени К.С.Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко в честь своего учителя танцевали представители его четырех выпусков: Юрий Бурлака (1986 г.), Владимир Непорожний (1991 г.), Николай Цискаридзе (1992 г.) и Андрей Болотин (1996 г.) А десять лет спустя, в апреле нынешнего года, в Нью-Йорке на сцене Сити Центра по инициативе основателей и директоров молодежного американского балетного конкурса Youth America Grand Prix, выпускников Московской школы Ларисы и Геннадия Савельевых был проведен Гала-концерт в преддверии грядущего юбилея легендарного педагога. Программа включала знаменитый «Вояж» Владимира Малахова, блестящую «Кармен» Николая Цискаридзе, искрометный «Гопак» Геннадия Савельева, «Пять танго» Саши Радетского, «Средний дуэт» в постановке Алексея Ратманского и другие номера в исполнении артистов Мариинского театра, АБТ, труппы Сан-Франциско Балет, Штутгартского и Берлинского театров. В своем приветствии Михаил Барышников сказал: «Если посмотреть на выдающуюся плеяду его воспитанников, становится очевидным, что г-н Пестов обладает особым даром распознать в танцовщике скрытый талант и способностью раскрыть этот талант. Он стал творческим наставником большого числа учеников, поделился с ними своим опытом и отдал им всю свою жизнь. И я надеюсь, что в ответ он чувствует огромную благодарность, которую его выпускники шлют ему со всех концов света. Давайте же вместе поприветствуем этого великого человека, которому в этом году исполняется всего восемьдесят лет». Наталия Левкоева
|