Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.
Пушкин Александр Иванович, танцовщик и педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР.
Дата рождения: 07(20) сентября 1907
Дата смерти: 20 марта 1970
Биография
Еще будучи молодым танцовщиком Театра им. Кирова, он начал
педагогическую деятельность и стал выдающимся преподавателем мужского
классического танца Ленинградского хореографического училища
(1932-1970). Как педагог и наставник воспитал плеяду мировых звезд
артистов балета, таких как Рудольф Нуреев, Михаил Барышников, Юрий
Соловьев, Сергей Викулов, Олег Виноградов.
Система движений Пушкина основывалась на опыте музыкального
театра, опыте, который, начиная с 17 века, являл такую систему в высшей
степени академичной для русского балета. Такая система движений возникла
сравнительно недавно, выйдя из таких видов театрального танца как
народно-характерного, бытового и других. Именно такую систему
ассоциируют с понятием «русский» и «классический» балет. Сам Александр
Иванович обладал уникальным даром сочинения учебных комбинаций, –
логичных, последовательных, танцевальных и в то же время чрезвычайно
полезных для развития координации, «воспитывающих» тело танцовщика. Эта
система, призванная сделать тело дисциплинированным, подвижным и
прекрасным, превращает его в чуткий инструмент, послушный воле
балетмейстера и самого исполнителя. Имея еще и педагогический дар,
способность передать свой опыт и дать возможность разгореться искре
таланта в пламень гениальности танцора, позволили А.И. Пушкину иметь в
учениках таких талантливых в будущем танцоров балета. В 1951 году Пушкин
принял класс усовершенствования танцовщиков Кировского театра от
Владимира Ивановича Пономарева. «Звездный класс» – так называли уроки
Пушкина – куда стремились попасть не только премьеры балета Ленинграда,
но и со всего мира. Зал, где проводились уроки мастерства, всегда был
переполнен.
А.И. Пушкин трагически скончался 20 марта 1970 года в
Ленинграде. У Александра Ивановича на улице случился сердечный приступ. И
когда упав, он просил прохожих о помощи, слышал упреки в том, что он
пьян. Ведь на вопрос: - Как его зовут? - Отвечал: - Александр Пушкин...
Ученики
Рудольф Нуреев
Опытный преподаватель, А.И. Пушкин сумел разглядеть в Нурееве
яркий, самобытный талант. Нуреев впоследствии с благодарностью вспоминал
своего преподавателя: Александр Иванович был его единственным
по-настоящему близким человеком в училище, которого он любил и уважал
как никого другого. Когда Нуреев должен был закончить девятый класс и
покинуть училище, А.И.Пушкин, несмотря на стремление Рудольфа начать
самостоятельную карьеру, убедил его еще на год остаться в училище.
Автор биографической книги о Нурееве Отис Стюарт считает, что:
«их совместная работа над классическим репертуаром не только укрепила
технику артиста, но и стала основой его удивительной балетной
эрудиции...»
После того, как танцор решил эмигрировать из СССР и стать
"невозвращенцем", А.И. Пушкину пришлось неоднократно давать
объяснительные показания о своем бывшем ученике в КГБ СССР.
Михаил Барышников
В 1964 году в Ленинграде гастролировала Латвийская национальная
опера, в спектаклях которой был занят шестнадцатилетний ученик Рижского
хореографического училища Михаил Барышников. Во время этих гастролей
один из артистов Театра оперы и балета имени С.М. Кирова предложил А.И.
Пушкину посмотреть юного артиста. А.И.Пушкин проэкзаменовал мальчика и
предложил ему поступить в училище и предопределили его судьбу. Так
Барышников стал учеником знаменитой русской балетной школы, а затем и
солистом балета театра имени С.М. Кирова.
Михаил Барышников: "То, что я попал в Петербург, было почти
случайностью. Конечно, я хотел пойти в училище сам, но у меня была
покровительница, которая сама училась несколько лет в Петербурге в
Вагановском. Она знала Александра Ивановича Пушкина и тайком, поскольку
была близкой приятельницей Тангиевой, моего педагога, организовала эту
встречу. Все. Остальное - это уже вопрос истории. Пушкин отвез меня к
Шелкову, директору Вагановского училища, и заставил сделать два тура
перед его носом, прямо на каблуках. Маленький экзерсис в кабинете, и
Пушкин просто сказал: "Беру!" Шелков, естественно: "Надо подождать,
посмотреть. Пусть он придет на экзамен!" Но потом, когда мы уже
спустились вниз, Александр Иванович успокоил меня: "Не волнуйся, я
записал тебя к себе в класс".
Алла Осипенко
Александр Иванович Пушкин, тихий, скромный, застенчивый и в то
же время с огромным чувством юмора. Мы, артистки, часто просились к нему
на урок, чтобы побольше «попрыгать». Сам А.И. танцевал долго, потому
что тогда еще были проблемы с пенсиями. Не было закона о 20-ти годах
служения на балетной сцене. Мне еще довелось с ним потанцевать в балете
«Красный мак», в «Фениксах», исполнявшихся шестью парами. Волновалась.
Уж очень было ответственно…
А однажды А.И. оказался для меня предсказателям. У него в
театральном классе занимался Джон Марковский. Я была в этот день на
уроке у А.И. Мы стояли с ним у рояля, и вдруг он мне говорит: «Алла,
посмотрите, какой хороший мальчик закончил школу. Он сможет танцевать
все. А как делает поддержки!.. Возьмите его себе в партнеры». Я
засмеялась, решив, что эта шутка. В те годы мы никто не имели своих
партнеров, танцевали с теми, кого ставило руководство. Но… свершилось
чудо. Через несколько лет Джон становится моим постоянным и любимым
партнером. С ним вместе мы вскоре покинули Кировский театр. У нас
началась своя новая интереснейшая творческая жизнь. Спасибо А.И., его
провидению, его чуткости, которая принесла мне столько творческих
радостей.