Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.
Марина Тимофеевна Семёнова (род. 30 мая (12 июня) 1908,
Санкт-Петербург, ум. 9 июня 2010 г.) — русская балерина, балетмейстер,
народная артистка СССР (1975), лауреат Сталинской премии первой степени
(1941), Герой Социалистического Труда (1988), профессор Российской
академии театрального искусства.
Родилась в семье служащего, который рано умер, оставив шестерых
детей. Через некоторое время появился отчим – простой добрый человек
Николай Александрович Шелоумов, рабочий петроградского завода. Жизнь
девочки изменила подруга ее матери, Екатерина Георгиевна Карина, не
профессиональная любительница балета, но ведшая танцевальный кружок,
куда и стала ходить юная Марина; там она впервые вышла на сцену в одном
из детских спектаклей. По совету той же Екатерины Георгиевны Марину
решили отдать учиться в хореографическое училище.
Марина Семёнова, одна из первых учениц А. Я. Вагановой,
закончила Ленинградское хореографическое училище в 1925 году. Еще одним
педагогом Марины Семеновой стал ее однофамилец, директор училища Виктор
Александрович Семенов.
Свою первую партию Марина Семенова станцевала в
тринадцатилетнем возрасте. Это был одноактный балет Льва Иванова
«Волшебная флейта». И все же настоящим сценическим дебютом балерины
Семеновой следует считать ее выступление в балете «Дон-Кихоте». В вечер
премьеры вместе с юной Семеновой на сцену вышла великолепная Викторина
Кригер — прославленная балерина Большого театра.
В 1925—1930 годах танцевала в труппе ленинградского
Государственного академического театра оперы и балета. Среди ее первых
партий на ленинградской сцене: Наила в балете «Ручей» Делиба,
Одетта-Одиллия в «Лебедином озере» Чайковского, Аврора и Флорина в
«Спящей красавице» Чайковского, Никия в «Баядерке» Минкуса, Царь Девица в
«Коньке-Горбунке» Пуни, Раймонда в одноименном балете Глазунова,
Аспиччия в «Дочере фараона» (1928 год). Частым партнером ее стал
педагог-однофамилец Виктор Александрович Семенов. Вскоре однофамильцы
поженились и выступали вместе. Брак оказался коротким.
В 1930 году балерина была переведена в Москву в Большой театр,
где танцевала вплоть до 1952 года. Исполняла партии в старых
классических балетах, главным образом Мариуса Петипа. Среди партий:
Одетта—Одиллия в балете «Лебединое озеро» Чайковского, «Жизель» Адана,
Раймонда в балете «Раймонда» Глазунова, Никия в балете «Баядерка»
Минкуса, Маша («Щелкунчик» Чайковского), Китри («Дон-Кихот »),
Эсмеральда («Собор Парижской Богоматери» - спектакль прошел всего два
раза и был снят с репертуара), Диана в «Пламени Парижа», Душенька в
«Крепостной барышне», Тао Хоа в «Красном маке», Золушка. В победном
1945-м она исполняла в опере «Иван Сусанин» в танцевальной сцене вальс.
В 1935—1936 годах выступала в Парижской национальной опере — в
балете «Жизель» и в концертных программах, включавших фрагменты балетов
«Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Шопениана». Партнером М.
Семёновой был Серж Лифарь, по приглашению которого она и прибыла. Она
также участвовала в благотворительном концерте в пользу артистов балета
ветеранов Парижской оперы.
Еще в 1930 году, переехав в Москву, она стала гражданской женой
видного советского государственного деятеля Л.М. Карахана. Но через
несколько лет, в кровавом 37-м он был арестован. 20 сентября 1937 года
Военной коллегией Верховного Суда приговорён к смертной казни.
Расстрелян в тот же день в здании ВКВС (кремирован в Донском крематории;
посмертно реабилитирован в 1956). Арест мужа не мог не сказаться на
судьбе балерины.
В 1937-м был расстрелян Лев Карахан, бывший зам. наркома
иностранных дел, а перед арестом посол в Турции, фактический муж
балерины. Марина Семенова сразу стала «невыездной».
Снималась в кинофильмах «Концерт-вальс» (1941) и «Большой концерт» (1951).
С 1953 года Семенова является педагогом-репетитором Большого
театра. Среди её учеников — Майя Плисецкая, Римма Карельская, Нина
Тимофеева, Марина Кондратьева, Нина Ананиашвили, Наталья Бессмертнова,
Нина Сорокина, Светлана Адырхаева, Людмила Семеняка, Наталия Касаткина,
Галина Степаненко, Надежда Павлова, Николай Цискаридзе.
В 1954 — 1960 годах Марина Семенова преподавала в Московском
хореографическом училище (ныне Московская государственная академия
хореографии). В 1960 году она стала одним из первых педагогов, начавших
обучение будущих педагогов репетиторов в Государственном институте
театрального искусства имени А.В. Луначарского (ныне Российская академия
театрального искусства). С 1997 года профессор РАТИ.
В 1960 году М. Семёнова, одна из первых в стране, начала подготовку студентов по специальности «педагог-репетитор».
Дочь от Всеволода Аксёнова — Екатерина Аксенова, в прошлом
артистка балета Большого театра, заслуженная артистка России, позже
перешла на педагогическую работу.
Награды и премии:
Герой Социалистического Труда (1988).
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (22 мая 1998) — за выдающиеся заслуги в области хореографического искусства.
Три ордена Трудового Красного Знамени (1937, 1951, 1978).
Народная артистка СССР (1975).
Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства 2003 года (13 февраля 2004).
Сталинская премия первой степени (1941); за выщдающиеся достижения в области балетного искусства.
Премия Фонда Галины Улановой «За беззаветное служение искусству танца» (2004).
Национальная театральная премия «Золотая маска» (2007).