Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.
СОКОЛОВ Олег Германович (род. 5 октября 1936, Ленинград) — солист
балета, премьер театра им. Кирова, педагог классического балета Академии
балета имени Вагановой, заслуженный артист Дагестанской АССР (1968).
Окончил Ленинградское хореографическое училище им. А. Я. Вагановой по классу Бориса Шаврова.
С 1954 по 1976 годы исполнял сольные партии в репертуаре театра
им. Кирова (классический танцовщик лирико — героического плана). Был
женат на Ирине Генслер.
Классический танцовщик лирико-героического плана.
Первый исполнитель партий: Сатир — «Спартак», 1956,
балетмейстер Л. В. Якобсон; Рыбак — «Берег надежды», 1959; Юноша —
«Ленинградская симфония», 1961; Кино — «Жемчужина», 1965; Добро —
«Испанские миниатюры», 1967, балетмейстер Х. В. Гомес де Фонсеа; Архонт —
«Икар», 1974; Юноша — «Ленинградская симфония»; «Скрябиниана»
(«Героический этюд» («Героика». Скрябин, этюд, op.8, no. 12 (dis-moll).
Преподавал классический танец в Академии русского балета имени А. Я. Вагановой с 1964 по 1966 и 1986 по 1992 годы.
В сезоне 1969/1970 работал в Каирском высшем балетном институте и в Германии.
С 1992 года в балетной труппе Боннского театра оперы и балета под рук. В. М. Панова.
Олег Соколов: "Я был счастлив, когда Нуриев остался на Западе"
Если оценивать объективно и по мировым меркам, то сегодня самый
знаменитый в труппе казанского балета - педагог-репетитор Олег Соколов.
На работу в Казань его пригласил директор оперного театра Рауфаль
Мухаметзянов. Контракт со звездой советского балета заключили на сезон
2001/2002 года.
Экс-премьер Кировского (Мариинского) театра, после завершения
карьеры танцовщика он преподавал в Ленинградском хореографическом
училище, работал в Каирском высшем балетном институте, в балетных
труппах миланского театра "Ла Скала", Боннского оперного театра...
- Олег Германович, кто-нибудь в вашей семье имел отношение к балету?
- Ведущей характерной танцовщицей Кировского балета была моя
кузина - Нина Александровна Федорова, ученица легендарной Агриппины
Вагановой. Мы жили вместе, и в нашей коммуналке частенько собирались
друзья Нины - прославленные Маргарита Гришкевич, Софья Тулубьева,
Надежда Федорова, Вахтанг Чабукиани, Юрий Гофман, Николай Зубковский... Я
рос среди выдающихся балерин и танцовщиков.
- А учились у не менее выдающегося Бориса Шаврова...
- Да. Но я не считаю Шаврова выдающимся педагогом. Он был
неважный педагог, если честно. И страшно меня не любил. Понимаете, он
был книжником: любил порассуждать, поговорить на уроке, мои замечания
"может, займемся непосредственно уроком?" его очень сердили. Но тем не
менее по "классике" у меня была "пятерка". А тогда как было? Если у тебя
"пятерка" - тебя безоговорочно берут в труппу Кировского балета, если
"четверка" - в труппу Ленинградского малого оперного театра, "тройка" -
езжай по городам и весям... К неудовольствию Шаврова меня взяли в
Кировский, по негласной традиции - в кордебалет. Я четыре года числился в
кордебалете, хотя уже на второй год работы танцевал ведущие партии в
балетах. Я прошел самый главный тогда экзамен: станцевав подготовленную
первую сольную партию на оркестровой репетиции "Лауренсии", заслужил
аплодисменты труппы, аплодисменты своих коллег...
- И потом вам уже самому предлагали выбирать репертуар?
- Не совсем так, хотя... Художественный руководитель труппы
Константин Сергеев однажды спросил меня, что я хочу станцевать? И я,
думая, что сейчас меня точно примут за наглеца, ответил: "Голубую птицу в
"Спящей...". Сергеев ничуть не удивился, более того - предложил мне
партию Вацлава в "Бахчисарайском фонтане". А с Птицей я поставил
своеобразный рекорд: танцевал ее однажды весь сезон, без дублеров.
- Говорят, в этой партии вас превзошел потом Юрий Соловьев?
- Да. Я без ревности относился к тому, что его считали лучшей Голубой птицей, потому что это было правдой. Горькой, но правдой.
- Олег Германович, вы танцевали практически со всеми
выдающимися балеринами советского балета. Кто из них была самой лучшей
партнершей?
- Они все - лучшие. Каждая заслуживает признания, что я был
необыкновенно счастлив считать себя их партнером. Корчил из себя принца с
восхитительными Шелест, Сизовой, Колпаковой, Зубковской, Комлевой,
Осипенко, Макаровой, Максимовой, Тер-Степановой... Изумительные
балерины! Если решусь написать книгу, подробно расскажу о каждой.
- Однажды в телепередаче "Как это было", вы - участник
легендарных гастролей Кировского балета в Париже в 1961 году - сказали,
что почувствовали себя счастливым, узнав, что Рудольф Нуриев решил
остаться на Западе...
- Это я сейчас понимаю, что "прыжок на свободу" Нуриева был для
меня счастьем. А тогда в аэропорту вся труппа была в растерянности,
почти что в шоке... Оказавшись без Рудика, репертуар премьера поделили
между оставшимися солистами. На меня, Соловьева, Сергея Викулова
обрушился грандиозный успех, в газетах писали: "Если они, оставшиеся,
так блестяще танцуют, как, интересно, танцует Нуриев?". Мы сделали друг
другу потрясающую рекламу.
- Вы завидовали успеху Нуриева?
- Нет, никогда. Для меня гениальным танцовщиком ХХ века
является Михаил Барышников. А Нуриев - это миф, легенда... Нуриев - это
нечеловеческие трудолюбие и эгоцентризм, шквальный темперамент... Его
"сделал" выдающийся педагог Александр Пушкин, выпестовавший потом и
истинного балетного гения - Михаила Барышникова.
- Вас тоже считают выдающимся педагогом, ведь вашим учеником был и знаменитый ныне Игорь Зеленский.
- Зеленский не совсем мой ученик, он у меня только стажировался
год, приехав из Тбилисского училища. Работать с ним было нелегко, но
интересно.
- А с труппой казанского балета работать легко?
- Вы знаете, мне здесь очень интересно. Пока интересно. У ваших
артистов нет дутой славы балетных трупп истинно великих театров -
Большого и Мариинского. Они у вас вообще славой не избалованы! Но они
так жизнерадостны, так оптимистичны, так трудолюбивы... Поражает, что
буквально каждый спектакль танцуют так, будто это премьера. Труппа в
очень хорошей форме! Кордебалет дисциплинирован, солисты замечательные.
Здесь профессионалы работают!