Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.
СОКОЛОВ Сергей Петрович [18(30).11.1830-2(14).3.1893, Москва], артист, балетмейстер, педагог.
По окончании Московского театрального училища (МТУ) (педагог Ф. Н. Манохин) в 1850-83 гг. в Большом театре.
Первый исполнитель партий: Базиль ("Дон Кихот", 1869,
балетмейстер М. И. Петипа), Злой гений ("Лебединое озеро", 1877,
балетмейстер В. Рейзингер), Степан ("Папоротник").
Лучшие роли – Альберт («Жизель» А. Адана), Гренгуар и Фауст
(«Эсмеральда» Ц. Пуни и «Фауст» Панина), Базиль («Дон Кихот» Л. Минкуса)
и др.
Среди других его партий: Джемс ("Сильфида"), Матео ("Наяда и
рыбак"), Дьяволино ("Катарина"), Гренгуар ("Эсмеральда"), Мутча
("Конек-Горбунок"), Джон ("Метеора"), Гигес ("Царь Кандавл"), Таор
("Дочь фараона"), Колен ("Тщетная предосторожность"), Альберт
("Жизель"), Фауст ("Фауст").
Исполнение Соколова, обладавшего высокой техникой танца,
необычайной мимической одарённостью, отличалось грацией, лёгкостью,
музыкальностью.
Партнёр А. Гранцовой, А. И. Собещанской, Соколов одним из
первых начал усложнять дуэтный танец. Первый в русском балете стал
применять воздушную поддержку.
Балетмейстерскую деятельность начал в 1862 г. ("Парижский вальс" в опере "Бал-маскарад" Дж. Верди).
В 1866 г. возобновил для своего бенефиса "Сильфиду", в 1867 г.
поставил балет "Папоротник, или Ночь на Ивана Купала" Ю. Г. Гербера.
В 1876 г. также поставил заново «Конек-Горбунок» Пуни, стремясь преодолеть псевдонародные штампы предшествующих постановок.
При работе над одноактными балетами "Цыганский табор" и
"Последний день жатвы" Гербера (1868) использовал французский и
цыганский танцевальный фольклор.
Его новаторское искусство вызывало оживленную полемику.
В 1874-83 гг. преподавал танцы в Московском театральном училище (старший преподаватель) и Большом театре.